Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Подводный таран с ядерным запалом: К-19 против USS «Гэтоу»

23:22 22.01.2016 96

Подводный таран с ядерным запалом: К-19 против USS «Гэтоу»
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

По этой истории американцы не сняли нового фильма. Лишь спустя 10 с лишним лет выяснилось, что первая атомная советская подлодка К-19, прозванная на флоте «Хиросимой», в конце 60-х годов протаранила американский атомоход. Да так, что тот пошел ко дну.

Несчастной жертвой русской «Хиросимы» стала ударная атомная подлодка типа «Трешер» USS Gato. В ночь на 15 ноября 1969 она выполняла сверхсекретную операцию «Холлистоун» в Баренцевом море. Для сбора разведывательной информации «Гэтоу» была набита передовой аппаратурой слежения. Кроме того, в экипаж корабля были зачислены восемь сотрудников Агенства национальной безопасности. Зачем?

Дело в том, что американская подлодка «Гэтоу» занималась довольно скверным делом — вела разведывательную деятельность в территориальных водах СССР. В ту роковую ночь подлодка подошла к советскому берегу на расстояние всего одной мили. Чем, собственно, и поплатилась.

Со стороны капитана 1 ранга В.Г. Лебедько столкновение с американским атомоходом выглядело так: «Выбрав курс, чтобы не приближаться к границам полигона, мы шли скоростью 6 узлов. Глубина 60 метров, под нами — метров двести. Место штурманская служба определила надежно. Нормальная обстановка, все спокойно, план выполняем успешно. Вдруг — мощный оглушительный удар кинул всех в центральном к носовой переборке. Краем глаза успел заметить побелевшее лицо вахтенного матроса на станции погружения и всплытия».

В считанные секунды были отданы приказы, заученные каждым командиром-подводником как Отче наш: «Полный вперед, горизонтальные рули — на всплытие! Продуть балласт!» Советская лодка молнией пронзила морскую пучину и всплыла на поверхность. Видимых повреждений не обнаружили. Эхолотом проверили глубину — всё чисто. В штаб ушло короткое сообщение: «Столкнулся с неопознанным предметом. Командир К-19».

Стоит заметить, что американцы прекрасно осознавали, чем они занимаются. Они пытались преследовать советскую подлодку вслепую, ориентируясь по системам гидроакустики. Роковая ошибка закралась в расчеты скорости и положения советской подлодки. Американцы думали, что «Русский Иван» шел на скорости в восемь узлов. «Гэтоу» слегка обогнала свою цель, а после сделала неправильный маневр, подставивший подлодку под удар.

Как потом выяснится, «Русский Иван» протаранил американку носом, под углом в 90 градусов. Удар пришелся на усиленный пояс реакторного отсека. Это и спасло американцев. Если бы скорость русской подлодки была выше хотя бы на два-три узла, американку бы разрезало пополам. Но укрепленный корпус выдержал столкновение.

Пока экипаж экстренно ликвидировал последствия внезапного удара, командир торпедного отсека бросился заряжать орудия. Ему казалось, что русские совершили намеренный таран. Но капитан «Гэтоу», Лоуренс Беркхардт, успел отменить самовольный приказ офицера. Бытует мнение, что с тех пор в ВМС США ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Американской подлодке удалось уйти. После сообщения о «столкновении с неизвестным объектом», командование Северного Флота приказало К-19 срочно возвращаться на базу. Этого времени было достаточно, чтобы скрыться. Потрепанная «Гэтоу» ушла на глубину, выждала, пока русская субмарина покинет зону обнаружения, и на полном ходу рванула восвояси.

Вспоминает Виктор Шабанов, командир К-19: «Авария очень серьезная была у них, лодка уже не могла выполнять боевых задач. У меня впечатление такое, что мы в шпангоут им врезали, в ребро, уж больно ровненько так, как по дуге. Ну, их командир донес, и ему приказали переписать все журналы вахтенный, машинный: вы в этом районе не были. И следуйте во Флориду. Там им ремонт обошелся в солидную сумму. Так что я доволен хоть немного, но в американском бюджете дырку сделал».

Версия о столкновении с иностранной подлодкой подтвердилась в аварийном доке завода города Полярный. Вмятина на носу «Хиросимы» свидетельствовала о столкновении с телом цилиндрической формы. На место возможного крушения «незваной гостьи» были тут же направлены поисковые отряды надводных кораблей. Никаких обломков они не нашли.

В США, тем временем, хватались за головы. Командиру «Гэтоу» было наказано написать 25 копий отчета, из которых лишь шесть были правдивыми и предназначались для «избранных». Вахтенный, машинный и прочие судовые журналы подверглись жесткой редакции. По документам выходило, что «Гэтоу» доблестно и почетно разведала территориальные воды СССР и вернулась домой, успешно завершив таким образом операцию «Холлистоун». «Избранные» же прочли поучительный сказ о том, как форштевень К-19 размозжил борт дерзкого американского атомохода, заставив экипаж отчаянно бороться за выживание.

Спустя многие годы ветеранские организации двух стран попытались организовать международную встречу, посвященную инциденту 15 ноября 1969 года. Единственным, кто не откликнулся на зов из прошлого, был Лоуренс Беркхардт — капитан USS «Гэтоу», познавший на собственной шкуре, удаль и мощь русской «Хиросимы».

Автор:

Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!