Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Тарантелла: чумные пляски Средневековья

6:58 07.02.2016 315

Тарантелла: чумные пляски Средневековья
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Рассказы о танцевальной чуме стали в своё время настоящей «городской легендой» викторианской Англии. Множество богословов и учёных старались раскрыть тайны необъяснимых эпидемий позднего Средневековья, когда сотни людей пускались в многодневный пляс, заканчивавшийся смертью многих участников. Ещё больше таинственности «бесовской» болезни придавали десятки задокументированных свидетельств.

Так, наиболее известной является Эпидемия 1518 года. «Заводилой» стала жительница Страсбурга фрау Троффеа, начавшая танцевать прямо на улице. Постепенно к ней присоединялись случайные прохожие, а к концу первой недели число танцоров выросло до четырёхсот. По свидетельствам очевидцев, за время этой «чумы» скончалось несколько десятков добропорядочных жителей города. Подобные случай происходили по всей Европе в течение нескольких веков и хорошо изучены и задокументированы врачами тех времён. Но до сих пор нет одного общего объяснения для всех случаев.

Именно история о «чумных плясках» заключена в названии народного итальянского танца тарантелла. Первые исследователи эпидемии обратили внимание, что очевидцы не видели радости у поражённых «болезнью» танцоров, скорее на их лицах отражались страдания. Дело в том, что в южноитальянском городе Таранто был велик страх перед ядовитыми пауками.

Гости города даже рассказывали, что местные жители, после укуса паука, начинали неистово прыгать и дёргаться. Недуг даже получил название – тарантизм. Правда, современные исследователи уверены, что очевидцы перепутали следствие и причину – активным танцем горожане скорее лечились, стараясь вывести яд из организма с потом. Считается, что на ядовитых пауков жители списывали большинство своих недугов, поэтому «лечебные» танцы они могли проводить весьма часто.

Как бы то ни было, но в честь тарантизма и названа тарантелла, ведь изначально у этого танца не было определённой мелодии, а музыканты просто многократно исполняли один и тот же незамысловатый мотив. Таким образом танец мог продолжаться просто бесконечно, а бесконечное повторение особо удачных мотивов способно было ввести танцоров в своеобразный транс. Не удивительно, что заезжие гости могли принять подобное действо за настоящую бесовщину.

На «лечебные» свойства чумных плясок отчётливо намекает другое понятие, пришедшее из Сицилии – пляски cвятого Вита.

В современной медицине так нередко называют болезнь Гентингтона, когда у больного непроизвольно дёргаются части тела. Само же словосочетание относится всё к тем же «чумным» пляскам. Святой Вит имел огромную популярность у себя на родине, но настоящей манией он стал для жителей Германии. Среди немцев очень быстро распространилось мнение, что святой сотворит чудо, только если сплясать перед его статуей. В результате 15 июня, в день рождения Вита, по всей Германии тысячи верующих начинали неистово плясать, ведь чем дольше и активнее будет танец, тем больше вероятность, что святой заметит именно тебя.

Вполне возможно, что тарантизм и пляски святого Вита имеют общее происхождение, ведь оба явления имеют южноитальянские корни и оба они служили для исцеления.

Впрочем, есть сторонники и других теорий. Так, Юджин Бэкмен, издавший в 1952 году книгу «Религиозные танцы в христианской церкви и народной медицине», предположил, что это были вовсе не танцы, а судороги. К подобному может привести особый грибок, который нередко поражал урожаи пшеницы. И если хлеб был недостаточно пропечён, то отравление могло поразить целую семью или деревню.

Однако исследования современных психологов показывают, что именно «танцы до упаду» были свойственны населению Средневековья, несмотря на весьма жёсткое отношение церкви к «бесовским» пляскам.

Специалисты отмечают, что в это время в Европе свирепствовали страшные болезни, регулярно случался голод, велись бесконечные воины. Именно в такой обстановке людям свойственно искать защиту в «чумовом» веселье. Аналогичная ситуация сложилась в Лондоне во время Второй мировой войны. Настоящая культурная революция произошла, когда англичане спрятались от немецких бомб в лондонском метро.

Участники тех событий позже расскажут, что на подземных станциях метрополитена и зародилась британская сексуальная революция. Во время бомбардировок люди вовсе не тряслись от страха, а устраивали танцполы, на которых играла запрещённая наверху «африканская» музыка. Самые обычные англичане часами отплясывали танцы, которые ещё недавно считали похабными и развратными. Очевидцы позже расскажут, что в условиях подземки многие примерные пары распадались, так как число измен просто зашкаливало. С виду приличные джентльмены неустанно употребляли алкоголь и наркотики.

Позже психологи спишут это явление на ожидание неизбежной смерти – люди просто не надеялись пережить очередную бомбардировку и старались брать от жизни всё. Точно так же могли чувствовать и средневековые жертвы танцевальной чумы, ищущие спасение от бесконечных напастей в маниакальном танце.

Автор:

Источник фото: magushouse.com


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!