Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Музыка войны

1:11 08.02.2016 392

Музыка войны
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Один из величайших полководцев мира Александр Васильевич Суворов, побеждавший не числом, но умением, придавал огромное значение психологической подготовке своих солдат и офицеров. Особую роль в этом играла боевая, походная и церемониальная музыка – «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развёрнутыми знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил!».

Именно музыка стала одним из первых способов морального и психологического воспитания бойцов древнего мира. Ритуальные танцы перед стычками с соседями, изображавшие сцены боя, вводили воинов в своеобразный транс, избавляя от страха перед предстоящим сражением. Кроме того, именно через такие танцы опытные воины передавали свои умения молодёжи, ведь подобные танцы непременно включали в себя реально применявшиеся элементы ближнего боя.

Примечательно, но данная традиция практически в чистом виде дойдёт и до наших дней. Те же казачьи танцы с саблями, поставленные не профессиональными хореографами и танцорами, а в своём первозданном виде, также непременно включали в себя боевые приёмы. Подобные необычные тренировки существовали практически в каждом народе. Отсюда же появились мифы и о боевом гопаке. Аналогичный смысл в себе несла и джигитовка - сложные акробатические приёмы, невыполнимые в реальном бою, отработка которых позволит с лёгкостью выполнять действительно необходимые боевые приёмы.

Другим примером ритуального танца, дошедшего до наших времён, можно считать хаку – боевой танец маори. Он являет собой несколько иной психологический приём – устрашение противника. Данный ритуал активно используется как спортивными командами Новой Зеландии, так и в армии.

Однако наибольшую популярность военная музыка получила как средство связи и координации войска. Первые упоминания о военных музыкантах относятся к Ассирийской империи и Древнему Египту – одним из первых стран, где армия превратилась из толпы вооружённых людей, в организованные подразделения, которыми необходимо управлять. Кричать на поле боя командирам было абсолютно бесполезно, гонцы – средство медленное и ненадёжное, поэтому были использованы первые «громкоговорители» — музыкальные инструменты. В ход шли двойные гобои, продольные флейты, барабаны и литавры.

Позже к аналогичным методам командования армией придут и народы Средиземноморья. Древние Греки будут активно использовать лиры, кифары и авлосы. По настоящему культовой станет флейта, ставшая настоящим боевым инструментом милитаристских обществ Спарты и Македонии.

Спартанские воины, брезговавшие любой работой, кроме войны, лишь музыку считали достойным воина искусства и с удовольствием распевали в походе специальные песни – эмбатерии. В македонской армии флейтисты также приписывались практически к любому крупному подразделению. Флейту сложно назвать оружием войны, то ли дело барабан, но, именно под неё плотные построения спартанских и македонских фаланг могли передвигаться стройно и без порывистости, что способствовало сохранению строя.

Первые настоящие военные ансамбли появятся уже в легионах Древнего Рима, где координация манипулярной тактики была главным козырем в боях с ордами варваров. Римский милитаризм будет использовать практически все способы применения музыки на войне – отдача приказов, походные марши, церемониальная музыка, хоровое пение. Всё это было невозможно, без создания специализированных музыкальных подразделений.

С наступлением Тёмных веков упадок наступит и в военной музыке. На войне применение музыки останется лишь в «варварском» варианте – ритуальные танцы и устрашающе-оскорбительные песни непосредственно перед боем.

В Средние века развитие военной музыки начнётся фактически с самого начала – музыкальные инструменты начнут использовать для отдачи команд.

Вновь музыкальное сопровождение вернётся с появлением на поле боя швейцарских пикинёров – лучших наёмников своего времени. Их построение напоминало македонскую фалангу, однако со временем бойцы осознали преимущества тактической гибкости строя и их построение преобразовалось в прообраз испанской терции – построения, несколько веков считавшегося непобедимым. Естественно, что столь сложные боевые манёвры требовали серьёзной координации, и музыка вновь заняла своё законное место. Далее боевые построения Европейских армий будут лишь усложняться, а вслед за ними будет развиваться и институт военных музыкантов – появятся оркестры, военные музыкальные школы, а боевые марши начнут писать лучшие композиторы своего времени.

В России судьба военной музыки во многом схожа с европейской историей. Известно, что во времена Древней Руси княжьи рати сопровождались музыкантами, использовавшимися как для увеселения солдат, так и для командования сложной структурой древнерусской армии, где войско уже подразделялось на полки.

Упадок от монгольских набегов скажется на армии, что приведёт и к уменьшению роли военной музыки. Вновь мелодии заиграют над русскими полками при Петре Великом, который сразу создаст музыкальную службу в своей обновлённой армии. Каждый полк получит 9 гобоистов и 16 ротных барабанщиков. Военной музыке начнут обучать детей в гарнизонных школах. С этого момента русская военная музыка также начнёт развиваться и уже через век в полковом оркестре будут представлены практически все основные музыкальные инструменты.

Работа над военной музыкой таких композиторов, как Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и Алябьев приведёт к тому, что уже русский институт военной музыки начнёт влиять на композиции и инструменты зарубежных армий, особенно германских.

К XX веку военная музыка фактически утратит своё изначальное значение, но станнит инструментом поднятия боевого духа и патриотического воспитания. В революционной России оркестры в воинских частях начнут продвигать через музыку идеологию новой власти.

Однако время расставит всё на свои места и идеология коммунизма довольно быстро отойдёт на второй план, а в военных песнях всё чаще будет говориться о любви к Родине и своему народу, что приведёт к появлению по-настоящему народных произведений, которые останутся актуальны при любом политическом строе. Это станет настоящим феноменом, так как легендарная «Катюша» и другие песни зазвучат на многих языках мира.

Автор:

Источник фото: 1abzac.com


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!