Добавить в избранное
Подписаться
на push-уведомления?
Да
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра»

13:38 15.03.2019 710
Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра» Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра»
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Изменить размер текста Аа

Основной задачей любого ударного танка является уничтожение наземных целей противника. Однако в экстренных ситуациях винтокрылые машины могут вести и воздушный бой, в том числе и друг с другом.

Лучший охотник на вертолёты

Массово применять вертолёты для нужд армии начали американцы. Они же впервые стали системно продумывать схемы борьбы с ними, что на деле оказалось не так просто, как могло бы показаться.

Во-первых, вертолёты медленнее и уязвимее поршневых истребителей, а значит с ними могут бороться стрелковые ПВО. Кроме того, для появившихся в 60-х годах прошлого века ПЗРК винтокрылые машины также стали лакомой целью. Но был один нюанс – малый радиус поражения представленного оружия. Если наземные силы смогли применить свои средства ПВО, значит они уже обнаружены вертолётами противника, и, возможно, даже атакованы.

Чтобы уничтожать вертолёты врага заблаговременно, в Пентагоне предложили использовать истребители, у которых имелось явное преимущество в скорости и скороподъёмности. Но учебные бои показали, что преимущества на самом деле являются недостатками.

Выяснилось, что для РЛС 60-80-х вертолёты были практически незаметны. Они легко укрывались в складках местности от обнаружения. И даже в том случае, если пилот истребителя обнаруживал противника, то ГСН ракет также не могли захватить цель. Единственным надёжным вариантом для истребителя оказывалась автопушка, но ближний воздушный бой с вёрткой целью также был затруднён.

В итоге американцы пришли к выводу, что лучше всего для борьбы с вертолётами подходят сами вертолёты. Дело дошло до разработки специальных модификаций винтокрылых истребителей. Ставка была сделана на такие лёгкие машины, как Bell OH-58 Kiowa и Boeing AH-6. Сперва на них подвесили модифицированные «Стингры», а позже приспособили и AIM-9L Sidewinder.

Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра»

Источник фото: wikipedia.org

Неспециализированные вертолёты могли противопоставить противнику появившиеся вертолётные ПТРК. Интересно, что современные AH-64 вовсе не имеют на вооружении ракет «воздух-воздух». Ну и все машины способны применять пушечное вооружение – для одних моделей оно изначально установлено в турели, другие же способны брать на пилоны специализированные пушечные контейнеры.

В советской армии также понимали важность того, что вертолёты должны иметь возможность атаковать и воздушные цели. Создавать специализированные машины никто не стал, но зато все отечественные винтокрылы могут брать на подвеску комплексы ракет «воздух-воздух».

Как бы то ни было, но обе мировые сверхдержавы к 80-м годам имели на вооружении вертолёты, способные бороться с «коллегами». А, как мы все хорошо знаем, если на стене висит ружьё, то оно обязательно выстрелит.

Первые бои

Первый воздушный бой вертолётов произошёл в рамках Ирано-иракской войны. Первые вооружались американскими машинами, а вторые –советскими, в итоге получилось противостояние двух принципиальных соперников.

В ноябре 1980 года пара иракских Ми-28Д шла вдоль иранской границы, патрулируя привычный маршрут. За этим занятием их застали два иранских AH-1J «Кобра». Они не имели специализированных ракет, поэтому атаковали противника из ПТРК TOW с дистанции в 3 километра.

Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра»

Источник фото: wikipedia.org

Каждый выпустил по одной ракете и каждая попала в цель. Вот только оба «Крокодила» остались в строю. Ведущий получил попадание в транспортный отсек и отделался небольшим пожаром, ведомому же досталось в правый двигатель и он начал медленно снижаться.

Чтобы прикрыть отход товарища, командирский Ми-24 развернулся и контратаковал иранцев ПТУР «Фаланга». Однако к тому моменту противник выпустил ещё пару TOW, которые оказались фатальны для контратаковавшего Ми-24. Ведомый же протянул ещё 12 километров, прежде чем совершил вынужденную посадку.

Таким образом первая схватка оказалась полностью за американскими машинами. Но полученный опыт показал, что в противостоянии вертолётов побеждает тот, кто первым визуально обнаружил противника. Кроме того, «Крокодил» действительно оказался летающим танком и иранцем приказали атаковать Ми-24 сразу двумя TOW.

В апреле 1981 года ситуация повторилась почти в точности. Только на этот раз иранцы выпустили сразу по паре TOW. Как итог, два сбитых Ми-24Д – один взорвался в воздухе, а второй сорвался в неконтролируемое падение.

На этом безнаказанность иранцев приказала долго жить. В сентябре 1983 года пилоты иракского «Крокодила» заметили одинокую «Кобру». Иранец попытался скрыться, но было слишком поздно – его машину расстреляли из четырёхствольного пулемёта ЯкБ-12,7мм.

В феврале 1983 года произошёл действительно массовый бой. Тройка «Кобр» обнаружила тройку Ми-24Д над горным регионом и начала скрыто преследовать противника, прячась в складках местности. Казалось бы, судьба иракцев была решена.

Но у одного из иранцев, видимо, не выдержали нервы и он пустил TOW с предельной дистанции. Ракета прошла мимо, известив пилотов Ми-24 о преследователях. Те развернулись и пошли в лобовую атаку. Пилоты остальных «Кобр» занервничали и также выпустили свои противотанковые ракеты издалека и начали уходить в сторону своей территории. Это оказалось их роковой ошибкой – «Крокодилы» успели приблизится и атаковать «Кобр» вдогонку своими «Фалангами», которые легко поразили две цели. Третью добили уже НАР С-5, выпустив пару залпов по две ракеты.

Гонка вооружений

В феврале 1986 года одинокий «Крокодил» столкнулся сразу с двумя AH-1. Тем не менее, иракские пилоты решили пойти в лобовую атаку. Одного противника они сбили «Фалангой», но второй успел запустить им в борт пару TOW.

Реальные воздушные бои легендарных вертолётов Ми-24 и «Кобра»

Источник фото: wikipedia.org

В том же месяце случился ещё один примечательный инцидент. В небе над Ираном встретились два одиноких противника, каждый из которых пошёл в лобовую атаку. Неизвестно, почему пилоты не применили ракеты, так как они применили штатное стрелковое оружие. Пули ЯкБ легко «прошили» противника и «Кобра» начала падать. А вот иранец с американской 20-мм автопушкой не смог пробить «Крокодила» — снаряды прошли рикошетом по бронепластине, прикрывавшей двигатель.

Судя по заявленному вооружению, иранцы к тому времени уже начали получать «Кобры» модификации S. В конце войны и иракцы получали от соцлагеря Ми-24В со сверхзвуковыми ПТУР «Шурм» и ракетами «воздух-воздух». Кроме того, из ГДР поставлялись ПТУР «Хот», работавшие по принципу «выстрелил и забыл».

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: wikimedia.org - Igor Dvurekov

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!