Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Объект № 1 в Киеве: судьба «сталинских тоннелей» под Днепром

18:55 25.02.2016 94

Объект № 1 в Киеве: судьба «сталинских тоннелей» под Днепром
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

По своим трудозатратам, амбициозности и масштабу «сталинские тоннели» не уступали большинству других проектов времён СССР и обходились стране в «круглую» сумму за каждый день работ.

Вероятно, у Иосифа Сталина необъяснимым образом возникли подозрения о том, что со стороны нацистской Германии могут исходить какие-то угрозы в будущем. И за пять лет до начала Великой Отечественной войны, в 1936 году глава правительства Советского союза решает осуществить свою идею по созданию стратегического сооружения – соединить два берега Киева подземными тоннелями. В случае войны имеющиеся на тот момент два железнодорожных моста через Днепр могли быть легко разрушены вражеской авиацией.

О нагрузке на экономику страны думали далеко не в первую очередь: речь шла о безопасности. Реализация грандиозного проекта была возложена на Никиту Хрущёва, имевшего опыт в курировании строительства московского метро.

Подготовка к строительным работам велась в условиях строжайшей секретности. Вблизи от мест рытья котлованов были созданы предприятия по производству бетона, построены склады для оборудования и техники, дома для рабочих. Прорабов, инженеров и руководителей расселили в центре Киева.

Среди 12 тысяч человек, привлечённых к строительству, большинство прошли службу в армии и без особого труда справлялись с предъявляемыми дисциплинарными требованиями. Любого рабочего, случайно проболтавшегося о подробностях проекта, ждало серьёзное наказание: по меньшей мере – увольнение.

Работы начались одновременно по обе стороны Днепра, где разрывали котлованы для прокладки тоннелей под рекой, а также на открытой местности – там планировалось протянуть железнодорожные пути для подъезда к тоннелям.

Вертикальные шахты выстраивались с помощью так называемых кессонов, представляющих собой железобетонные ящики с отверстием. После прохождения вглубь на 50 метров начинали горизонтальную проходку тоннеля, используя проходческие щиты. Домкраты проталкивали его вперёд, а рабочие сооружали из чугунных тюбингов тоннельное кольцо. Суточная норма проходки с таким щитом составляла 70 сантиметров.

В начале 1941 года при проходке с острова Водников в стороны левого берега произошло чрезвычайное происшествие. На одном из щитов сжатый воздух из тоннеля прорвался на поверхность воды, в результате чего он оказался затоплен водой. Когда ремонтники начали устранять неполадки в щите и последствия аварии, внезапно грянула война. Из Москвы сообщили: работы свернуть, а объект законсервировать.

Уже по окончанию войны, когда подняли архивы, открылась страшная тайна: рассчитанные на удары снарядов до 500 килограммов «сталинские тоннели» не выдержали бы мощи немецкой авиации, применяющей двухтонные бомбы.

В 1946 году в тоннелях под Днепром начались работы по откачке воды и извлечении техники. Затем на законсервированных ранее участках возобновилось строительство. Но спустя несколько лет власти закрыли «проект №1» как нерентабельный. В настоящее время остатки грандиозного сооружения можно увидеть на Оболони, Жуковском острове и Осокорках.

Третий рейх также прикладывал неимоверные усилия для создания масштабных секретных сооружений. Одно из них - потайной город Гитлера, построенный под замком Ксёнж.

Источник фото: flickr.com


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!