Стоимость образования должна исходить из реальных затрат высшего учебного заведения, в противном случае студент, как потребитель, имеет право в любой момент расторгнуть договор. Об этом в разговоре с iReactor рассказал юрист Денис Ульянов.

16 марта 2020 года практически все российские вузы, колледжи и школы были вынуждены перейти на дистанционную или свободную форму обучения, согласно рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ. Ограничительные меры были направлены на снижении случаев заболеваний COVID-19.

Учащимся высших учебных заведений пришлось усваивать материал занятий в видео или аудио формате. Экзамены и зачеты студенты также сдавали в онлайн-режиме. При этом большинство педагогов стало жаловаться на большее число случаев академического мошенничества в виде плагиата, списываний или сдачи экзамена другим человеком. А количество отличных и хороших оценок наоборот возросло по сравнению с результатами на зимней сессии. Являются ли данные обстоятельства следствием дистанционного обучения? Должен ли вуз в таком случае понизить или частично вернуть стоимость за образование? На какие пункты договора следует обратить внимание? На эти вопросы специально для iReactor ответил юрист Денис Ульянов.

Юрист отметил, что случай с введением дистанционного образования в связи с пандемией коронавируса носит исключительный характер. По его мнению, высшие учебные заведения были вынуждены подчиняться распоряжениям Правительства РФ, поэтому в какой-то степени винить их бессмысленно.

Вопрос все-таки не такой простой, потому что изначально человек устраивается на получение очного образования. В данном случае понятие дистанционного образования может просто отсутствовать в договоре. С другой стороны, штрафных санкций относительно вузов быть не должно, потому что это не собственная воля вуза и не его вина. Фактически это действия из-за указов правительства, поэтому данные действия считаются форс-мажором. Здесь вина как таковая снимается, — указала эксперт.

Однако, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, Ульянов убежден, что стоимость образовательных услуг всегда должна рассчитываться исходя из реальных затрат того или иного учебного заведения. В противном случае студент имеет право в любой момент расторгнуть договор с вузом или потребовать пересмотра некоторых его пунктов.

В то же время для изменения условий договора, в частности, снижения той или иной платы, должны быть определенные основания и согласия обеих стороны. По этой причине здесь, наверное, поскольку договоры с каждым вузом типовые, внутри самого вуза нужно рассматривать каждый конкретный договор в отдельности. Потому что у нас цена образования обусловлена и окладами преподавателей, и арендой помещений, и затратами на электроэнергию и охрану. То есть нужно исходить из реальных затрат.
Нужно помнить, что у нас любой студент, как потребитель, имеет право в любой момент расторгнуть договор. Соответственно, если ему откажут, то он в судебном порядке скорее всего может добиться того, что ему вернут деньги. Но его то задача заключается в получении образования, поэтому здесь скорее всего нужно сторонам приходить к соглашению и менять условия договора, — обратил внимание эксперт.

Источник фото: pixabay.com - Wokandapix

Ульянов также обратил внимание на то, что система очного образования предусматривает совсем иную систему обучения студентов в отличие от заочной программы. Поэтому в рамках дистанционных занятий преподавателям приходится затрачивать больше усилий и времени для их проведения.

Хотя с другой стороны я не уверен, что дистанционное образование для студентов по трудозатратам преподавателей, скажем так, более легкое. Нужно все-таки правильно понимать, что у нас существует понятие «дистанционного образования», под которое попадает та же «заочка». Это совершенно другая программа и совершенно другой уровень образования, нежели очное образование. То есть дневное и дистанционное образование нельзя сравнивать. И я так полагаю, что преподаватели наоборот вынуждены будут затрачивать гораздо больше усилий для того, чтобы на уровне дневного образования проводить дистанционные занятия, — подвел итог эксперт.

В начале июня вице-премьер РФ Татьяна Голикова во время заседания Совета ректоров заявила, что пока не ясно, какая ситуация с коронавирусом в России сложится осенью, поэтому вузы должны быть готовы к продолжению дистанционного обучения.