Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

14:19 03.04.2019 1700
Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Изменить размер текста Аа

Гражданская война в России представляется нашим современникам как противостояние двух сил – «красных» коммунистов и «белых» монархистов. Однако на деле всё было куда сложнее.

Так, в корне неверно расценивать белое движение как монархическое. Среди белых лидеров действительно были сторонники если не самодержавия, то конституционной монархии, но их было не так много. Белое движение объединяла не единая идеология, а общий враг – «красные». А как не раз доказывала история, на общем противнике далеко не уедешь.

Сегодня речь пойдёт как раз об одном из сторонников абсолютной монархии, грандиозность идей которого граничила с безумием. Он не останавливался на реставрации императорской власти в России, а ставил перед собой задачу возрождения империи Чингисхана и организации похода монгольских орд на Запад.

Сумасбродная юность

Будущий герой родился в именитом, но угасающем дворянском роду прибалтийских немцев в самом начале 1886 года. Так как родители большую часть своей жизни провели за границей, ребёнка назвали на европейский манер – Роберт Николас. Почти сразу после рождения родители Роберта развелись, что было в те времена огромной редкостью. Он остался с матерью, которая вскоре вновь вышла замуж и родила ещё двоих детей. Семья поселилась в Таллине.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Однако конфликта Роберта с отчимом не случилось, а совсем наоборот – он стал примерным сыном и старшим братом. Вне семьи жизнь мальчика складывалась совсем иначе. Роберт обладал живым умом, острым языком и природной харизмой. Этот гремучий коктейль был обильно сдобрен храбростью и отвагой.

Отчим, будучи сам бароном немецкого рода, всё же воспитывал сына в классических русских традициях. Зваться мальчик стал на русский манер – Романом. Вскоре его отдали на обучение в Николаевскую академию, расположенную в Таллине. Но уже через год Романа отчислили. Официально – по болезни, на деле же – за хулиганства и драки.

В возрасте 16 лет отчим отправил Романа на обучение в Морской кадетский корпус. Вот только с годами буйный нрав юноши проявлялся всё сильнее и за год до окончания корпуса он вновь был отчислен.

На войну

Сидеть на шее у родителей дворянский отпрыск не желал, и по возвращении в Таллин тут же пошёл добровольцем на Русско-японскую войну. За неимением оконченного образования, молодой барон был зачислен в 91-й Двинский полк простым рядовым. Однако полк стоял в резерве и Роман написал прошение о переводе на фронт. Прошение удовлетворяют, и вместе с 12-м Великолукским полком барон отправляется на войну в Маньчжурию.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

К величайшему разочарованию Романа, активные боевые действия прекращаются к моменту прибытия полка. Но дальний поход не проходит бесследно для молодого человека. В своём путешествии он знакомится с местными казаками, бурятами, монголами, китайцами… История монгольского народа покоряет сердце барона, и он начинает активно изучать её. Особенно его впечатляют свершения и идеи легендарного Чингисхана. Роман принимает твёрдое решение перебраться жить из уютной Прибалтики в суровый Забайкальский край.

Обретя цель в своей жизни, молодой барон определился и со своей карьерой. Окончив Пехотное павловское училище, Роман записывается в Забайкальское казачье войско, получив чин хорунжего. Вскоре происходит падение китайской империи Цин, и у Монголии появляется шанс на независимость, тем более, что её поддерживает и Россия. Барон принимает решение поддержать национально-освободительное движение и отправляется в Монголию. Но его поездку прерывает известие о начале Первой мировой войны. Не задумываясь ни на минуту, Роман пишет прошение об отправке на Западный фронт.

На полях Первой мировой

Сразу же он попадает в самое пекло – в Галицию. Его зачисляют в 34-й Донской казачий полк. Барон ходит в разведку, в рукопашные атаки, штурмует вражеские окопы… Всего за несколько месяцев он получает пять серьёзных ранений, но каждый раз сбегает из госпиталя обратно на войну. Медали и ордена сыпятся на грудь молодого храбреца, а вместе с ними – и выговоры. Одних боёв с врагом ему уже не хватает, и барон раз за разом участвует то в драках, то в дуэлях.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

После ссоры с вышестоящим офицером, Романа направляют, от греха подальше, в 1-й Нерчинский полк. Там формируется отряд Особой важности, по современным меркам – классическая диверсионно-разведывательная штурмовая группа. Туда набирают тех храбрецов, которые о собственной жизни мало беспокоились, ведь им предстояло действовать в глубоком вражеском тылу.

В Нерчинском полку происходит судьбоносная встреча с забайкальским казаком Григорием Семёновым. Будущий белый атаман сам ранее приложил руку к провозглашению независимости Монголии и увлекался переводом русской классической литературы на монгольский язык. На фоне общего интереса два бойца сближаются и завязывается дружба, которая заканчивает историю прибалтийского барона-авантюриста, и начинает историю выдающегося русского генерала, освободителя Монголии и просто бога войны Романа Фёдоровича фон Унгерна.

В отряде особой важности барон ещё не раз проявляет чудеса личной храбрости, за что его производят в есаулы. А за очередную драку Унгерна тут же исключают из полка. Из Галиции он отправляется в далёкий Иран, где формирует пророссийское войско из местных ассирийцев. Но процесс прерывает Февральская революция и барон увольняется из армии и возвращается в Забайкалье.

В пламени революции

В Иркутске судьбы Унгерна и Семёнова вновь переплетаются, но старые друзья оказываются по разные стороны баррикад. Атаман занимается подготовкой войск для буржуазного Временного правительства, барон же, как ярый сторонник абсолютной монархии, организует в городе контрреволюционное движение. Однако от прямого столкновения двух друзей спасает Октябрьская революция, и они объединяются для победы над общим врагом.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Семёнов и Унгерн начинают формирование полноценной армии, куда набирались представители местных народностей. Желающих было достаточно и вскоре Унгерн получает генеральский чин и задание сформировать Азиатскую конную дивизию. Однако у местных добровольцев напрочь отсутствовал боевой опыт, чего не скажешь о «красных» частях, возвращавшихся в Забайкалье прямо с фронта. В таких обстоятельствах силы Семёнова и Унгерна вынуждены были постоянно отступать, дабы избежать разгрома. В итоге 7 августа 1920 года барон Унгерн принимает тяжёлое решение – отступить в Монголию, освободить её от китайской оккупации и сделать плацдармом для контрнаступления. Две тысячи бурят, башкир, монгол, представителей других народностей и четыре сотни русских бросили вызов всему Китаю.

Русское воплощение монгольского бога войны

Армия барона двинулась сразу на столицу Монголии, город Урга, ныне Улан-Батор. На тот момент Урга был практически китайским – из ста тысяч жителей только тридцать тысяч были монголами, ещё пара тысяч – русские и евреи, остальные – китайцы. Новое китайское правительство основательно укрепило столицу региона, узнав о походе русского барона. В Урге разместилось три пехотных полка, конная дивизия, два десятка орудий и сотня пулемётов, плюс пять тысяч местного китайского ополчения. Всего порядка 12 000 бойцов. Кроме того, в городе в плену содержался Богдо-гэгэн, правитель Монголии и духовный лидер, что позволяло китайцам шантажом держать в подчинении монгольских ханов и князей.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Несмотря на тотальное численное превосходство, Унгерн предпринял две лобовые атаки. Расчёт был на низкий боевой дух китайской армии. Как покажут последующие события, он был верным, но Унгерну просто не хватило сил, чтобы обратить врага в бегство. В результате армия барона понесла тяжелейшие потери и была почти уничтожена.

Но почти не считается. Унгерн увёл остатки сил и начал тотальную партизанскую войну. Два месяца отряд грабил китайские военные караваны и громил небольшие китайские гарнизоны, пополняя запасы продовольствия, а главное – оружия. Среди монголов начали появляться слухи о русском колдуне, которого не берут ни пули, ни сабли. А где победы, там и добровольцы.

Всего за два месяца Унгерн добился поддержки многих монгольских князей и даже получил письмо от Богдо-гэгэна, в котором монгольский правитель объявлял русского генерала своим защитником. Последнее известие вывело мистификацию Унгерна монголами на новый уровень. Его начали называть Джамсараном – воплощением бога войны.

Впрочем, барон сам давал монголам благодатную почву для мистификации. С началом Монгольского похода он принял буддизм. Но не отказался от христианства. Так, его жёлтое знамя украшалось красным монгольским орнаментом. На знамени изображался классический Спас Нерукотворный и девиз «С нами Бог», вот только дополнялось это изображение чёрными буддийскими свастиками. Сам барон носил традиционный монгольский жёлтый халат, на котором крепились генеральские погоны Русской императорской армии.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Вершиной гремучего сплава буддизма и христианства стало создание ордена буддийских крестоносцев – рыцарей, которые должны были свергать западные республики и возвращать к жизни монархии. Апогеем своей деятельности Унгерн видел возрождение империи Чингисхана, которая и должна была освободить Россию от большевиков, а затем покорить Европу, на которую барон возлагал ответственность за революцию в родной стране.

Осада Улан-Батора

Как бы то ни было, но сперва нужно было освободить Монголию. Полуторатысячная армия Унгерна подошла к Урге в январе 1921 года. Китайцы дополнительно укрепили город и о прямом штурме речи уже не шло. Тогда барон начал давить авторитетом, используя свой мифический статус. Под покровом ночи в город пробирались небольшие отряды и вырезали китайские посты.

Апогеем психологической войны стала личная разведывательная поездка генерала. Под видом простого монгола он въехал в город по главной дороге. Спокойно объехал все главные позиции противника и готов был возвращаться, когда возле тюрьмы, где содержались ранее пленённые бойцы его армии, увидел спящего китайского постового. Не потерпев такого разгильдяйства даже от врага, барон отхлестал незадачливого солдата плетью и отправил к командиру с приветом от Унгерна. После такого инцидента в китайской армии началась тотальная охота на ведьм, что было на руку осаждающим.

В ночь перед решающим штурмом барон применил старую уловку Чингисхана и приказал разжечь на близлежащих сопках походные костры. Китайцы решили, что к русским пришло новое монгольское пополнение и в городе началась паника.

Утром 1 февраля 1921 года на первый приступ пошёл отряд всего в 200 человек. Однако китайцы уже были так напуганы, что бросили на оборону все резервные силы. Но горстка храбрецов была лишь приманкой, в это же время с другой стороны в город ворвался тысячный конный отряд. У китайцев уже не было резервов для латания дыр в обороне, и они бросились бежать. Тем временем бойцы барона освободили монгольского правителя и разгромили тюрьму. Новость моментально разнеслась по городу и монгольское население похвасталось за оружие дабы поддержать штурм изнутри. Как бы то ни было, но китайцев было почти 13 тысяч и за один бравый наскок перебить их было нереально. Четверо суток длились бои в городе, но в итоге Урга осталась за бароном Унгерном.

Хан Унгерн

За освобождение монгольской столицы барону пожаловали ханский титул, почётное звание Железный батыр, а его авторитет затмил авторитет самого правителя. Но новоиспечённый хан не жаждал власти, вместо этого он начал подготовку к реставрации империи Чингисхана.

Вскоре выяснилось, что кочевая страна просто не может содержать сколь-нибудь крупную армию и барон был вынужден принять решение возвращаться на российский Дальний Восток, где имелась вполне сносная база для подготовки контрреволюции.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Но мечтам убеждённого монархиста не было суждено сбыться. «Красные» не сидели сложа руки и укрепляли свои позиции. Народно-революционная армия Дальневосточной Республики представляла собой полноценное воинское соединение, возглавляемое опытными командирами, закалёнными в Гражданской войне. Первые же стычки показали, что Азиатская конная дивизия не в силах тягаться с новым врагом, даже под управлением талантливого и отважного барона.

После неудачной попытки возвращения Унгерн принимает решение уходить обратно в Монголию. Но «красные» отправляются за ним в погоню. Упорствующий барон не желал отказываться от планов и требует от армии уходить в горы Тибета. Монгольские соединения были готовы двинуться за своим героем хоть на край света, но вот «белые» офицеры грезили о борьбе в более комфортных условиях, например, в эмигрантских кабаках Маньчжурии.

Падение барона Унгерна

В ночь на 18 августа 1921 года заговорщики казнят сторонников Унгерна, но сам барон с боем прорывается. Посланный вдогонку отряд вскоре нагоняет героя, связывает его и оставляет на дороге. Судя по тому, что через несколько часов пленник был обнаружен «красными», «белые» офицеры выторговали себе таким образом проход в Маньчжурию.

Барон Роман Фёдорович фон Унгерн был доставлен в Новосибирск, где 15 сентября 1921 года после скоротечного судебного процесса по личному указанию Ленина был расстрелян и похоронен без указания места. В ходе суда Унгерну задали вопрос, чем отличился его род. На что барон ответил, что 72 члена семьи погибли на войнах, защищая Россию.

Русский «бог войны», в одиночку бросивший вызов Китаю

Источник фото: wikipedia.org

Без сомнения, Унгерн был выдающимся храбрецом и командиром, хотя его идеологические и религиозные взгляды можно было бы отнести к безумию. Однако его деятельность реально повлияла на судьбу целого народа – пусть не русского, но монгольского. Ведь как бы то ни было, именно он очистил Монголию от китайской оккупации.

В день, когда Богдо-гэгэн узнал о гибели своего Железного батыра, он повелел во всех храмах страны начать службы в честь героя. Среди простых монгол распространилась легенда, что Унгерн всё же не был схвачен, а бежал и стал монахом в Тибете.

Ранее iReactor рассказал о бойцах советского спецназа, которые вели охоту за американскими ПЗРК «Стингер» во время войны в Афганистане.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: wikipedia.org

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!