Балтийский флот начал боевые учения в открытом море. Военный эксперт Борис Юлин рассказал iReactor о малозаметном корвете «Стойкий» и технологиях, благодаря которым он становится невидимым для противника.

Начались крупные военно-морские учения в Балтийском море. Балтийский флот вывел в открытые воды на учения 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, в том числе корветы «Стойкий» и «Сообразительный». Экипажи палубных вертолетов морской авиации Балтийского флота Ка-27, базирующиеся на корветах, проведут летные смены в море, выполнят тренировки по поиску подводных лодок условного противника, обнаружению надводных целей, а также поисково-спасательные действия, как сообщил Балтийский флот. В составе тактических групп, в которые объединятся суда, будут действовать тральщики и малые противолодочные корабли, малые ракетные корабли и ракетные катера. Экипажи кораблей проведут учения по связи, противовоздушной и противолодочной обороне, выполнят ряд боевых упражнений.

Учения пройдут под руководством главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала Николая Евменова. Кроме основной задачи похода по отработке маневров, корабли обеспечат военно-морского присутствие и продемонстрируют Андреевский флаг в различных районах Мирового океана.

Корветы проекта 20380 - это корабли ближней морской зоны. Полное водоизмещение равно 2,2 тысячи тонн, максимальная скорость - 27 узлов, дальность автономного плавания - до 4 000 миль. Главными особенностями и достоинствами всех кораблей этого проекта являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

«Стойкий» заложен на предприятии «Северная верфь» 10 ноября 2006 года и спущен на воду 30 мая 2012 года. По сравнению с другими кораблями, находящимися на вооружении, суда проекта 20380, а особенно «Стойкий», обладают повышенной малозаметностью. Военный эксперт Борис Юлин рассказал, что высоких показателей по этим характеристикам удалось достичь благодаря стелс-технологиям, которые активно применяются в военном деле: и в строительстве воздушных аппаратов, и в морском кораблестроении.

Новые корабли - и у нас, и за рубежом, используют технологии, которые раньше назывались «стелс». Они снижают радиолокационную и тепловую заметность. Из-за этого на меньшей дистанции корабль обнаруживается инфракрасными и радиолокационными методами обнаружения. И хуже захватывается головка наведения противокорабельных ракет.
К сожалению, это относится только к кораблям, которые спроектированы уже в конце 80-х, в 90-е, 2000-е годы, когда эти технологии были отработаны, - объяснил специалист.

Борис Юлин отметил, что в России уже давно собираются модернизировать флот и выпустить малозаметные корабли. Пока их достаточно мало в РФ, однако подобные судна продолжают строить. Например, летом 2021 года стало известно о новейшем корвете проекта 20 386 «Меркурий», который станет первым российским кораблем, построенным полностью по концепции «стелс».

Новые корабли, например, американские эсминцы типа «Арли Берк» или английский Defender, строятся именно по стелс-технологиям. У нас по таким технологиям строятся только новые корветы и новые фрегаты. Корветы - это вышеупомянутые корабли проекта 20380. а фрегата таких пока только два: «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Горшков».
Остальные корабли устаревшие, поэтому они гораздо более заметны. У новых уменьшается количество надстроек, различных деталей, которые наружу торчат, то есть делаются плоские панели, которые наклонены по отношению к вертикали, то есть они идут не вертикально. Это нужно, чтобы правильно отражать радиолокационное излучение, - подытожил Борис Юлин.