Испанские исследователи проанализировали скорость воспроизведения сочинений Бетховена разными дирижерами и пришли к выводу, что композитор неправильно считывал показания метронома.

По их словам, из-за этого он ошибочно указывал в рукописях темп своих симфоний. Хотя немецкий композитор стал одним из первых, кто начал использовать метроном — примерно с 1815 года Бетховен дополнял свои нотные записи числовыми метками с указанием ритма этого прибора.

Ученые из Университета Карлоса III (Мадрид) смогли сделать свое открытие, разработав математическую модель "метронома Бетховена", основанную на двойном маятнике.

"С помощью этой модели мы разработали методологию оценки исходных параметров метронома Бетховена по имеющимся фотографиям и схеме патента", — пояснили авторы работы.

Они также разобрали современный метроном, чтобы измерить его и использовать для проверки созданной модели и методологии. После этого специалисты проанализировали темп и его вариации для каждой из симфоний Бетховена в интерпретации 36 разных дирижеров, заложив в компьютер в общей сложности 169 часов музыки.

Оказалось, что дирижеры, как правило, играют произведения композитора медленнее, чем он предполагал. Это объясняется тем, что темпы, заданные Бетховеном, слишком быстрые. Музыканты в любом случае стремятся замедлить их.