Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Перед лицом хаоса: закат Ближнего Востока

13:49 19.05.2016 422

Перед лицом хаоса: закат Ближнего Востока
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

В среду, 18 мая, в петербургском лектории РАН состоялась встреча под названием «Перед лицом хаоса». Она была посвящена проблеме уничтожения культурного наследия экстремистами из ДАИШ* на Ближнем Востоке. Перед собравшимися выступили три спикера: глава фонда «Александр» Алексей Янковский, представительница Свободного университета Берлина Наталья Май, а также сотрудник государственной дирекции древностей и наследия иракского города Насирия Абдуламир Аль-Хамдани.

Первым выступил Алексей Янковский. По его словам, сегодня общество живёт во время войны. Он отметил, что эта война на самом деле мировая. «Получилось так, что главный театр этих военных действий оказался именно там, где человечеством накоплены бесценные артефакты и позднейшие архитектурные памятники. Перед нами стоит задача ответственно относиться к этим вещам и думать о том, что мы можем сделать для их спасения. 

Перед лицом хаоса: Закат Ближнего Востока


Есть надежда, что существуют практические шаги, которые можно предпринять для защиты архитектурных памятников. Конечно, с каждым днём, с каждым месяцем, с каждым годом этой войны возможностей становится всё меньше, но они по-прежнему есть. Для того чтобы их обсудить, нам удалось собрать международную конференцию в Институте восточных рукописей, которая пройдет 19 и 20 мая».

Первая со своим докладом выступила представительница Свободного университета Берлина Наталья Май:

Я занимаюсь именно историей Древнего Востока и много лет узко специализируюсь на иконоклазме. Сегодня я буду говорить о политически целенаправленном уничтожении культурного наследия на Ближнем Востоке. Термин иконоклазм в русском языке, в русском обиходе, обычно применялся узкоспециально для обозначения иконоборческого движения Византии 8-9 веков. В дословном переводе с греческого он означает — крушение образов. В современном контексте иконоклазм — это преднамеренное уничтожение любого изображения, знака или символа.

Вспышки иконоклазмов периодически возникают на протяжении всей человеческой истории на разных ее этапах. Самый знаменитый из них — это византийское иконоборчество, однако иконоклазм французской и русской революции, отличался не меньшим размахом.

Уничтожение археологических памятников террористической организацией ДАИШ по утверждению представителей данного движения имеет главную цель — уничтожение языческих идолов, согласно учению ислама. Но действительно ли это так? Два явления недавнего прошлого положили начало тому, что сейчас происходит на Ближнем Востоке. Первое из них это уничтожение в 2001 году статуй Бамианских Будд талибами. Это произошло после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».

Перед лицом хаоса: Закат Ближнего Востока

Представления о том, что мусульманин не должен создавать трехмерные изображения, пытаясь уподобиться Аллаху, единственному творцу живого, основано на толковании коранического стиха, где Марии было предречено, что ее сын Иисус сможет вдохнуть жизнь в глиняное изображение птицы. Именно на этом основываются те представители ислама, которые отрицают изображения. Однако массовых разрушений культурного наследия в таких масштабах ранее не было.

Ситуация резко изменилась в наше время, когда экстремистские исламские группировки начали войну с изображениями. Для обоснования своих действий они используют кораническое описание разрушения идолов, но вовсе не Мухаммедом, а Ибрагимом. Мы имеем дело с явлением, которое называется «изобретение традиций». Что же в действительности сформировало современный мусульманский иконоклазм и против чего он на самом деле направлен? Нетрудно убедиться, что иконоклазм на современном Ближнем Востоке является воскрешением очень древней и совсем не мусульманской традиции. Для этого достаточно сравнить иконографию этих изображений. Речь идет о культурной преемственности и доказательств этому множество, методы одни и те же.

Перед лицом хаоса: Закат Ближнего Востока

Но на Древнем Востоке разрушения изображений, которые начинаются практически с начала цивилизации, были следствием войны богов. Бог победившей стороны уничтожал и пленял «богопокоренные» статуи. Эти действия основываются на представлении о том, что рукотворные изображения – живые. Поэтому их необходимо было уничтожить, как правило, статуям отрубали голову, нос и рот, чтобы она не могла дышать.

Вторым событием, сформировавшим современное мусульманское иконоборчество, было разграбление иракского музея в Багдаде в начале второй войны в Персидском заливе в 2003 году. Многие экспонаты были украдены и проданы коллекционерам, но многие были просто разбиты и разрушены. Зачастую это были не статуи и не изображения, а просто керамические сосуды. ДАИШ вынес свои уроки из этих действий, поставив на поток не только разрушения культурного наследия, но и его распродажу. Что же двигало толпу в Багдаде в 2003 году и что движет экстремистами сейчас? За два года до разграбления багдадского музея директор нью-йоркского музея «Метрополитен» Филипп де Монтебелло, умолял главу Талибана мулу Омара не уничтожать бамианских Будд: «Позвольте людям забрать их и поместить в музей, где они будут объектами культуры, а не культа». Реакция Талибана был следующая: «Эти люди готовы потратить миллионы на каменных идолов, но не дадут и цента, чтобы спасти афганских людей».    

Подобная словесная манипуляция нам не интересна, поскольку мы знаем, какое отношение у экстремистов к человеческой жизни, которая именно для них не стоит и цента. Однако такие заявления, к сожалению, находят отклик у населения Ближнего Востока, значительная часть которого живет крайне бедно, и на которое подобные реплики рассчитаны. Основная проблема в том, что современный Ближний Восток не воспринимает свое культурное наследие, как свое, а воспринимает его как нечто навязанное западной культурой, то есть культурой колонизаторов и завоевателей.

Для иконоклазма во все времена характерна театральность. Акты иконоклазма — это перформанс, рассчитанный на публику. ДАИШ распространяет видеозаписи своих зверств и цель этого не только привлечь новых сторонников, но и показать врагу, как разрушаются его, а не их ценности. Попутно эти ценности крадутся и продаются тому же самому врагу. ДАИШ борется не с изображениями, а со своими политическими врагами, в том числе в исламском мире.

Население не должно получать знания об исламе от экстремистских группировок. Но вопрос состоит в том, что же мы можем сделать для того, чтобы положить конец экстремистской пропаганде? Необходимо донести до населения Ближнего Востока, что это их культурное наследие, потому что в течение долгих лет это вытравливалось разными способами из их сознания. А когда их этому учили, это делали плохо, это навязывалось сверху, навязывалось колонизаторами. Поэтому они усвоили, что это не их культурные ценности, а это ценности которые можно хорошо продать.

Перед лицом хаоса: Закат Ближнего Востока

Насирия Абдуламир Аль-Хамдани:

После иракской войны в стране были прекращены все расследования и раскопки. Многие археологические памятники были использованы как военные объекты во время ирано-иракской войны. Но наиболее ценные экспонаты были помещены в хранилища Национального банка, таким образом их удалось спасти. Однако многие местные музеи во время войны были разграблены, более ста тысяч предметов украдено и продано. Возвращенные предметы были в очень плохом состоянии и требовали реставрации. 

* — Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Автор:

Источник фото: inforeactor.ru


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!