Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Пандемия коронавируса обнажила проблему «диктата» агрегаторов в России

14:58 13.04.2020 321
Пандемия коронавируса обнажила проблему «диктата» агрегаторов в России Пандемия коронавируса обнажила проблему «диктата» агрегаторов в России
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Изменить размер текста Аа

Как «диктат» агрегаторов бьет по российскому бизнесу в период пандемии и какие существуют методы борьбы с этим явлением — в новом материале колумниста Тамары Буйловой специально для iReactor.

Коронакризис выявил огромное количество проблем, о которых ранее было даже задумываться страшно из-за их масштаба. Так получилось и с агрегаторами, то есть организациями-посредниками, что обеспечивают потребителю товар или услугу и берут за это определённую комиссию

На прошлой неделе отельеры и собственники туристического жилья коллективно (первый раз в истории) написали письмо о снижении комиссии самому известному туристическому агрегатору – сайту www.booking.com. Дело в том, что иногда комиссия за бронирования через этот сайт может достигать 33% от суммы заказа, и не было никаких оснований надеяться, что популярный посредник пожелает снизить свою норму прибыли самостоятельно. В худые годы, которые неизбежно последуют за нынешним кризисом, такая ноша будет неподъемной для бизнеса.

Но агрегаторы есть не только в туризме. По комментариям представителей различных отраслей рынка стало понятно, что проблема «диктата» посредников носит всеобъемлющий характер. 

Например, агрегаторы такси. По мнению самих таксистов, правильный процент агрегатору за заказ такси должен быть не более 10%.  Тогда работа таксиста выгодна экономически.  Как считают водители, 25% от стоимости заказа, которые просит крупнейший агрегатор в РФ от суммы каждого заказа, можно назвать грабительскими.

ufp

Источник фото: Федеральное агентство новостей - Софья Нисковская

Другое мнение у потребителей: из-за невысокой стоимости услуг такси в целом клиенты не чувствительны к цене, потому что разница между сервисами незначительная.

При этом, когда обсуждаешь работу главного туристического монополиста с потребителем, размер комиссии вызывает определенную озадаченность: представьте, вы бронируете себе отдых в отеле, который за четыре дня стоит 20 тысяч, и из этой суммы 4 тысячи (средний процент) вы отдаете за бронь. Конечно, цена неадекватная!  Нет, в брони напрямую в отеле вы тоже сильно удешевить не сможете, потому что с этим агрегатором действует еще и паритет цен, который не позволяет отелям продавать себя дешевле, чем на букинге.

Если разбирать также доставку еды из ресторанов и кафе, выясняется, что агрегаторы здесь тоже берут большой процент от стоимости блюд, которые вы покупаете: комиссия нередко достигает 25% - 30% от стоимости заказанной еды.

Сейчас трудно оценить объемы доставки. Из комментариев ресторанов известно только, что доставка еды не является основным направлением, не может заменить «живого» клиента даже в коронакризис и способствует только увеличению оборота и занятости персонала.

ufp

Источник фото: pixabay.com - RestaurantAnticaRoma

Но, что касается такси и отелей, до кризиса бронирование гостиниц и вызов такси через агрегаторы были очень популярными сервисами.  А так как они не имеют отношения к предоставлению самих услуг (формально «продали и забыли», потому что такси и гостиницы потребителю предоставляет другой бизнес, а не агрегаторы), то возникает вопрос о регулировании со стороны государства комиссии за услуги агрегатора. И тому несколько причин - все, указанные выше и еще: эра интернета породила невиданных доселе монополистов – у них есть только доступ к хорошему трафику посетителей и венчурные капиталы. Таких монополистов в мире меньше, чем нефтяных скважин, газовых труб и еще чего-нибудь самого редкого на земле.  А те, кто через агрегаторы пытается продавать свои услуги, каждый из них, даже самый большой отель, он в сотни раз, если не в тысячи, меньше чем любой мировой агрегатор. А машинку такси с водителем против агрегатора такси даже и сравнивать не будем. Они сами за свой размер комиссии с агрегатором бороться не могут. Для всех поставщиков услуг действует правило: либо принимаешь как есть, либо не работаешь!

Наверняка конечного потребителя не слишком заботит, сколько он платит за услугу агрегатора: 10 или 25 % от стоимости заказа. Однако стоит задуматься над тем, что эти проценты уменьшают заработок реального производителя услуг. А это значит, что водитель такси получает меньше, соответственно, ест меньше, спит меньше, машину ремонтирует реже, в аварии попадает чаще... Так и отель цены поднимает, персоналу зарплату снижает, ремонт реже делает.

Поэтому, рано или поздно, агрегаторам чего бы то ни было комиссию ограничат соответствующим законом. Это лишь вопрос времени. Но, как убеждённый пессимист, скажу: в России это случится нескоро и «сверху». Потому что профсоюзы слабые, а бизнес-сообщество разрозненно  и разобщено.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: pixabay.com

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!