Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию

12:50 04.09.2020 160
Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Изменить размер текста Аа

Маски, антисептики, и никаких объятий после долгой разлуки. Таким было начало учебного года во многих странах мира. Всему виной – пандемия коронавируса, которая обрушилась на планету и поставила под удар давно устоявшиеся системы образования.

О том, по каким образовательным отраслям коронавирус нанес особенно сильные удары, рассказали эксперты Всемирного банка. В исследовании отмечается, что пандемия обострила уже имеющиеся проблемы международного образования.

 

Пандемия разорила университеты

 

Пандемия коронавируса – это экономическое потрясение для образовательных систем всего мира. Исследователи отметили: снижение спроса и предложения на образование нанесет долгосрочный ущерб капиталу и благосостоянию людей. Это связано с тем, что некоторые обучающиеся были вынуждены бросить учебу по экономическим соображениям и, как следствие, мир столкнется с более низкой производительностью труда, а молодые люди — с низким заработком в течение всей жизни.

Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию

Источник фото: wikipedia.org - Alex Proimos

Кроме того, пандемия вынудила многих выпускников школ не поступать в зарубежные вузы. Так, всерьез озабочены сложившейся ситуацией в Британском Союзе университетов и колледжей. Об этом сообщается на сайте объединения. По предварительным подсчетам, в 20-21 учебном году вузы Альбиона недосчитаются около 2,5 миллиарда фунтов на плате за обучение. Отсутствие приезжих зарубежных студентов приведет к тому, что порядка 30 тысяч сотрудников Союза потеряют работу.

Тревогу бьют и представители университетов в США, Канаде и Австралии. Ведь, согласно местным правилам, приезжие студенты платят за обучение в два-три раза больше, чем «свои».

 

Подготовка к ЕГЭ: особые условия

 

Помимо отсутствия денег на учебу, одной из самых популярных причин непоступления в зарубежные вузы оказались низкие баллы на выпускных экзаменах.

«К сдаче экзаменов готовился, как обычно, при помощи сборников с заданиями и через интернет. Минусом было то, что оказалось мало возможностей для консультаций с учителями». Так первокурсник ГУАП Николай описал подготовку к сдаче Единого государственного экзамена. Однако далеко не все будущие российские студенты смогли «взять волю в кулак» и самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.

Так, выпускников и их родителей не порадовали результаты экзамена по химии. В интернете даже появился ряд петиций, авторы которых требовали признать недействительными результаты ЕГЭ по химии в 2020 году. По словам недовольных итогами экзамена, задания были рассчитаны на профессиональных химиков и, чтобы их выполнить, знаний школьной программы недостаточно.

В то же время родители выпускников отмечали и слабую подготовку детей к ЕГЭ из-за пандемии. Расслабленность школьников из-за режима самоизоляции отметила репетитор по истории и обществознанию Ольга Медведева. В разговоре с iReactor она отметила: школьным учителям было не до подготовки выпускников к ЕГЭ. Вся ответственность за этот процесс легла на плечи репетиторов, но лишь тех, кто работал в онлайн-формате.

Ученики стали менее организованными. В основном, во время самоизоляции они спали, ели и играли в компьютер, учебе же уделяли мало времени. Отсюда вся забота о ЕГЭ была на мне, потому что во время пандемии учителя вообще никак не готовили к экзамену. Были какие-то занятия, на которых в основном рассказывали какие-то банальные, поверхностные вещи, которые не пригодились на самом экзамене, — рассказала Ольга.

 

Пандемия оставила репетиторов без хлеба

 

На фоне пандемии исследователи Всемирного банка ожидают также снижение спроса и предложения на образование по всему миру, поскольку от ограничительных мер пострадали многие домохозяйства.

По словам Ольги Медведевой, это действительно так, однако есть и те педагоги, которые изменили свой подход к работе. Например, многие «ушли в онлайн». А тех, кто оказался не в силах перестроиться, пандемия буквально оставила без хлеба.

Я общалась и с репетиторами, которые проводят занятия очно. Многие перешли на дистанционное обучение практически полностью. Но для некоторых занятия были возможны только в очном формате, особенно это касается тех, кто занимался с учениками младших классов, с теми, кто только начал заниматься. У некоторых репетиторов просто психологический блок стоит. Кто-то работал, закупался всякими средствами защиты, регулярно проветривал кабинет, комнату, а кто-то попросту закрывал глаза на ограничения. Репетиторы потеряли много учеников — у чьих-то родителей снизились доходы, поэтому ребята переставали ходить на занятия, — пояснила Медведева.

Ольга убеждена: после пандемии репетиторов, которые продолжат вести очные занятия, останется в разы меньше.

 

Пандемия, школы и неравенство

 

Эксперты Всемирного банка отметили: до прихода коронавируса около 258 миллионов детей школьного возраста во всем мире не посещали образовательные учреждения. По данным от мая 2020 года, после закрытия 180 странами школ на карантин, образовательные учреждения перестали посещать 85% детей всего мира.

Это привело к тому, что и без того имеющаяся проблема неравенства детей разных социальных слоев населения усугубилась. Так, коронавирусные ограничения отразилась на физическом состоянии школьников и студентов, ведь около 368 миллионов детей привыкли «полагаться на программы школьного питания», не имея возможности полноценно питаться дома.

Кроме того, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки учиться дома могли лишь дети из состоятельных семей, которые имеют собственный компьютер. С таким вызовом столкнулись и 17 миллионов российских школьников, а также их родители.

 

Дистанционное обучение: проблемы и открытия

 

«Катюша хорошо вытянулась за лето. Надеюсь, этот учебный год пройдет без дистанционки». Такое сообщение оставила на своей страничке во «ВКонтакте» пользователь Диана. Почему многим родителям школьников не пришелся по вкусу переход детей на онлайн-обучение? Во-первых, с переходом на онлайн-формат возникли технические неполадки, устранить которые удалось не всем и не сразу. По результатам исследования Института прогрессивного образования, с 23 по 25 марта в социальных сетях появилось более 18 000 негативных отзывов об онлайн-обучении. В частности, у школьников и их родителей возникали сложности с авторизацией, работой в личном кабинете, отправлением домашнего задания.

Во-вторых, родителей волновал вопрос социализации школьников, ведь гаджеты не могут заменить живое общение со сверстниками и учителями.

Детям нужен социум! Они должны общаться, дружить и всё это без гаджетов! Хорошего начала учебного года всем и конечно, чтобы его завершение проходила в стенах школы, — написала на своей странице пользователь Анна.

Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию

Источник фото: pixabay.com - Swati Yadav

Однако некоторым обучающимся пандемия подарила новые возможности, уверен заслуженный учитель России, историк, кандидат психологических наук Александр Снегуров. Так, одни дети получили дополнительное время на саморазвитие, а другие — возможность не тратить на дорогу до школы по несколько часов в день.

Когда говорят о пандемии, говорят, что, благодаря ей, мы протестировали свои технические возможности. Нет, мы еще и узнали многое о себе, о том, как устроен мир. Одни ученики порадовались: их давние желания словно были легализованы. Кто-то не хотел ходить в школу — пожалуйста, появилось официальное разрешение на это. Были и те, кто хотел уделять больше времени самообразованию, занятиям с репетиторами — они тоже получили карт-бланш. У тех, кто ленился заниматься в целом, ничего не хотел, тоже появилось определенное подспорье — их лень была каким-то образом поддержана.

Кто-то получил возможность не тратить время на переезды. Ведь существуют не только городские, но и сельские школы, где детей организованно везут на автобусах. Чтобы приехать в школу к 8:15, ребенок выходит из дома в 5 утра. Дистанционное обучение в этом смысле помогло им. Оно высвободило время и для тех, кто серьезно занимается спортом, живописью, готовится к экзаменам, — поделился своим мнением Снегуров.

 

Пандемия – стресс для учителей

 

На технические сбои в первые недели жаловались и российские учителя. Одна из самых популярных жалоб – проблемы с проверкой домашнего задания. Также с серверов могли пропасть выставленные ранее оценки, отмечали педагоги из разных субъектов России. Позже работу системы наладили, однако жалоб со стороны педагогов меньше не стало – школьным учителям, в отличие от преподавателей в университетах, не хватало навыков работы в онлайн-формате. Это усложняло работу и заставляло тратить на нее больше сил и времени. Но и это не все трудности, с которыми столкнулись школьные учителя. По словам Александра Снегурова, педагогам не хватало «атмосферы просветительства».

В целом учителя хотят выйти на очную площадку. Трудности были неизбежны – это новое дело. Были проблемы, их исправлять стали в апреле-мае. Если бы это затянулось на дольше, то механизм бы заработал достаточно слаженно. Но главная проблема педагогов не в технической части, а в том, что при дистанционном обучении отсутствует атмосфера педагогического общения, просветительства. Техническими средствами ее создать, смоделировать невозможно. Со временем они бы привыкли, но тогда мы потеряли бы достижение многих веков — это очное общение, атмосфера педагогического диалога, где очень важны жесты, мимика. Это нельзя перенести в виртуальный мир, который наступает на реальный. Пандемия спровоцировала очередной шаг наступления этого мира, — пояснил заслуженный учитель России.

 

Дети остались без досуга

 

Пандемия лишила детей возможности ходить не только на занятия в школах, но и закрыла для ребят двери кружков и секций. Только в одном Санкт-Петербурге насчитывается 59 учреждений дополнительного образования, а еще 454 отделения работают на базе школ города. Свой досуг там проводят около 480 тысяч детей от 5 до 18 лет, что составляет 88% от всех юных петербуржцев.

В очном формате учреждения начнут работать с 14 сентября. Однако за месяцы пандемии сфера дополнительного образования в России получила сильнейший удар, поскольку многие кружки и секции просто нельзя было перевести в онлайн-формат. Об этом iReactor рассказал первый зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.

Подавляющее большинство кружков, которые требуют живого участия, например, танцевальные, конструкторские не работали. Что касается некоторых музыкальных кружков, то, как ни странно, нашелся способ, конечно, не вполне адекватный, обучать игре на музыкальных инструментах по видеосвязи. Но не все его применяли. Поэтому система дополнительного образования, естественно, пострадала от вируса, причем, еще больше, чем остальные, — подвел итог Смолин.

Коронавирус VS знания: как мировые системы образования переживают пандемию

Источник фото: duma.gov.ru - Государственная Дума РФ

 

После выхода на учебу накануне, 1 сентября, обучающиеся и учителя вынуждены придерживаться особых правил. Так, в российских школах полностью отменены массовые мероприятия и звонки с уроков. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, на входе в учебное заведение должен дежурить классный руководитель, который будет встречать обучающихся, измерять им температуру и провожать в кабинет. Передвижения детей по школе также будут контролироваться. В столовых, туалетах и коридорах должны стоять дезинфекторы, санитайзеры и обеззараживатели воздуха.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: Агентство городских новостей Москва - Сергей Киселев

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!