Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

Как универсальный идеал гробил американских пилотов

15:17 29.06.2016 420

Как универсальный идеал гробил американских пилотов
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Одним из важнейших показателей современного стрелкового оружия стала эргономичность. В условиях, когда судьба бойцов решается за доли секунды, важной становится любая мелочь. Ещё недавно настоящей проблемой было оказаться в армии левшой, теперь в оружии и обмундировании регулируется практически каждый параметр.

Вопрос об удобстве использования ещё раньше поднимался в отношении военной техники, под особо пристальное внимание конструкторов попадали военные самолёты, ведь пилоты во время боя должны были выдерживать чудовищные нагрузки. Первопроходцами в этом деле можно считать американцев, которые очень тщательно подошли к разработке кокпитов для своих первых реактивных истребителей. Но через несколько лет эта забота обернулась настоящей трагедией.

Первые реактивные самолёты были довольно непривычны пилотам, привыкшим к винтовым машинам. Тем более, что в начале реактивной эры новых конструкций самолётов появлялось великое множество. Именно с этими переменами командование ВВС связывало участившиеся аварии и происшествия с самолётами. Но в середине 50-х этот показатель стал просто чудовищным, в особо тяжёлые дни погибали и получали ранения более 17 пилотов. Странно было и то, что ЧП случались не только из-за поломок или не опытности пилотов, но и с опытными экипажами на полностью исправных машинах. Тогда конструкторы предположили, что проблемы могли быть с удобством пилотирования – хотя кокпиты и проектировали весьма тщательно, но использовались при этом довольно старые данные.

Как универсальный идеал гробил американских пилотов

Фото: alternathistory.com

Первый военный кокпит в США был спроектирован в 1926 году. Чтобы создать универсальный и идеальный вариант учёные воспользовались популярной в Штатах того времени системой типирования. Так, есть мнение, что по некоторым физиологическим принципам можно определить характер человека. Для этого снимались параметры с большой группы людей определённого типа. Таким образом, например, специалисты тех лет выяснили, что человек с высокой линией роста волос и полными губами склонен к криминалу.

Аналогичным способом была создана скульптура идеальной женщины, которую установили в медицинском музее Кливленда. Работники мединститута Кливленда измерили по многим параметрам 15 тысяч женщин и, вычислив средние показатели, создали идеал.

Как универсальный идеал гробил американских пилотов

Фото: ucrazy.ru

Этот принцип применили и военные в начале XX века. Для этого были измерены 140 параметров у 4 тысяч потенциальных пилотов. Вычислив средний показатель по каждому параметру, и создали первый идеальный кокпит. Позже эти параметры использовались и для создания новых самолётов.

После массовых происшествий в середине 50-х в ВВС США и решили, что параметры устарели. Чтобы их обновить было принято решение вновь измерить 4 тысячи пилотов. Для этого ответственного, но весьма простого дела был приглашён 23-летний Дэниэлс Гилберт, выпускник Гарварда. Командование не сомневалось в его способностях, ведь молодой лейтенант в университете специализировался именно на изучении строения тела.

Командиры обратили внимание на его сферу деятельности, но не обратили внимания на его выводы. Так, в его дипломная работа частично была посвящена тому самому типированию. Чтобы развеять миф о каких-то сходствах у определённой группы людей он провёл эксперимент не выходя за пределы студенческого городка. В те годы в Гарварде учились весьма похожие молодые люди – довольно умные сыновья богатых родителей. Чтобы типировать их Гилберт измерил у всех параметры рук, после чего попробовал найти того, кому эта рука могла бы принадлежать. Оказалось, что среднестатистическая рука никому не подходила.

После измерения всей группы пилотов лейтенант попробовал провернуть старый трюк и здесь. Вычислив из 140 параметров 9 наиболее важных он попробовал найти тех самых идеальных пилотов. И тут его теория вновь получила подтверждение – ни у одного пилота не было совпадений даже по 5 параметрам. В итоге оказывалось, что идеальный кокпит не подходит никому.

С результатами своих исследований молодой офицер и обратился к командованию ВВС США. Удивительно, но военные практически без уговоров решились отойти от устоявшейся схемы. А вот главные проблемы возникли с производителями, которые наотрез отказались переделывать оборудование для кабин, сославшись на дороговизну. Лишь спустя несколько месяцев переговоров производители начали выпуск регулируемых кресел, шлемофонов и шлемов разного размера и настраиваемых педалей. Если верить статистике, то, после отказа от среднестатистического «идеала», число необъяснимых аварий в ВВС США существенно сократилось.

А как же дела обстояли в СССР? В непобедимой Красной Армии ни ресурсов, ни желания на создание «идеального рабочего места» не было, поэтому столь глобальные исследовательские программы не затевались. Вместо этого на танки и самолёты сразу ставились частично регулируемые кресла и педали. Конечно, их нельзя сравнить с современными аналогами, но критических неудобств всё же удавалось избежать. Но даже этого не всегда хватало и нередко возникали довольно странные и комичные ситуации.

Курьезный случай произошёл с героем СССР Николаем Каманиным. Во время приёма в полк новейших штурмовиков Ил-2 Каманин заметил, что один из пилотов, заходя на посадку, управляет самолётом стоя. За такое циркачество лётчика с командиром немедленно вызвали на ковёр. Но ситуация оказалась абсурдной, ведь «циркачом» оказался герой Финской войны Николай Голубев, существенно превосходивший по параметрам всех сослуживцев. Настоящий русский богатырь просто не вмещался в самолёт с закрытой кабиной и при полёте казалось, что он пилотирует стоя. Узнав о такой недоработке, конструкторы в последующих партиях увеличили диапазон регулировки кресла.

Как универсальный идеал гробил американских пилотов

Фото: volley99.ru

Похожая ситуация сложилась и с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным. Ещё во время обучения будущий космонавт сдавал на отлично все дисциплины, кроме одной – посадка. Его самолёт постоянно клевал носом и приземлялся весьма опасно, за это его даже намеревались исключить. Но в дело вмешался руководитель полётов, он предположил, что низкорослому Гагарину просто не видно ВПП из кабины и разрешил ему подкладывать на кресло подушку, что сразу изменило ситуацию с посадкой.

Ситуация с американским «идеалом» оказалась из того самого разряда, когда лучшее – враг хорошего. Желая создать нечто универсальное, которое поможет решить сразу все проблемы, в итоге может оказаться, что панацея не сработает вообще.

Автор:

Источник фото: oko-planet.su


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!