О насО нас Предложить материал Вопросы

Пол имеет значение: ключевые процессы в мозге различаются на молекулярном уровне у мужского и женского пола

15:51 13.08.2015 299

Мужской и женский мозг работают по-разному на молекулярном уровне, сообщается в последней работе исследовательской группы из Северо-западного университета, Эванстон, штат Иллинойс. Исследование было сфокусировано на гиппокампе, зоне головного мозга, ответственной за обучение, память и реакцию на стресс.

Большая часть заболеваний мозга протекают по-разному у мужского и женского пола, но какие биологические и культурные предпосылки способствуют этому, пока не ясно. Однако в свежем исследовании нейрофизиологи Северо-западного университета обнаружили биологические различия в молекулярной регуляции передачи нервных сигналов через синапсы. Это даёт основания полагать, что женский и мужской мозг могут по-разному реагировать на препараты, направленные на определённый тип синапсов.

«Изучение половых различий в головном мозге имеет огромное значение и для биологии, и для медицины», – считает Кэтрин С. Вулли, ведущий автор исследования. «Речь идёт вовсе не о таких вещах, как “кто лучше ориентируется по карте” или “почему мужчины чаще, чем женщины выбирают определённые профессии”.  Это более важные вещи».

Учёные выявили, что препарат под названием URB-597 действует на молекулы, регулирующие выброс нейромедиаторов, в женском организме, однако в мужском организме такого действия не наблюдается. Хотя исследование проводилось на крысах, выводы могут быть применены к человеку, потому что в данный момент препарат проходит клинические испытания на людях.

«Наше исследование позволяет выявить определённую специфику молекулярных различий между мужским и женским мозгом», – сообщает Вулли.

Изучение тормозных синапсов и эндоканнабиоднов, регулирующих высвобождение медиаторов, было опубликовано в журнале Neuroscience. Это исследование является первым, в котором рассматриваются различия головного мозга у самцов и самок на молекулярном уровне.

«Сейчас не ясно, будет ли это открытие применимо к человеку», – считает Вулли. «Однако исследователи, занимающиеся исследованием эндоканнабиоидов у людей, пока не знают, что эти молекулы могут оказывать различное влияние на самок и самцов».

Вулли и её коллеги обнаружили, что в мозге самок препарат URB-597 усиливает тормозное влияние анандамида, эндоканнабиоида, вызывая уменьшение количества высвобождаемого медиатора. У самцов такой эффект не наблюдался.

Эндоканнабиоиды являются предметом многочисленных исследований, эти молекулы регулируют количество определённых медиаторов, выбрасываемых в синаптическую щель между нейронами. Этот тип молекул участвует в различных физиологических процессах, включая память, мотивационные состояния, аппетит и боль, а также при эпилепсии и различных неврологических исследованиях. Такое название этих молекул, происходит от того, что эндоканнабиоиды связываются с теми же рецепторами, что и активный ингридиент марихуаны.

Понимание того, что управляет синтезом, высвобождением и деградацией эндоканнабиоидов окажет огромное влияние на наши знания о нормальном и патологическом функционировании головного мозга.

Основываясь на своих наблюдениях, Вулли и её коллеги применили ряд электрофизиологических и биохимических методик для определения причины этого эффекта. Исследователи обнаружили различия в строении определённых рецепторов у самок и самцов.

Источник материала: psypost.org