Дефицит на авторынке: стоит ли покупать машину в условиях кризиса
freepik.com  /  Designed by Freepik

На отечественном авторынке наблюдается острый дефицит ходовых моделей. В частности, в салонах практически невозможно найти самые популярные модели Lada с вариаторами, автомобили Volkswagen, Toyota и Lexus, а также некоторые линейки Hyundai и многие другие марки. Кроме того, наблюдается нехватка и известных премиальных моделей. Например, крайне ограничено количество Chevrolet, Cadillac и Porsche, сообщили в издании Autonews по результатам собственного исследования. 

Причин у этого несколько, но все так или иначе связаны с пандемией, подчеркнул автоэксперт Алексей Хресин в беседе с iReactor. 

 

Откуда взялся дефицит машин

 

В связи с пандемией очень порушилась логистика. А народ бросился скупать машины в конце августа, когда доллар вверх полез. Побежали спасать свои сбережения. Ну и на самом деле правильно, как оказалось, сделали, — отметил Хресин. 

На количестве представленных ходовых моделей в автосалонах сказалось и закрытие автомобильных предприятий, и нестабильный курс рубля, подталкивающий россиян к большим покупкам, и отложенный спрос. Более того, ситуация с дефицитом обострилась еще и тем, что волны спроса в текущем году протекали максимально нестабильно, отметил руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов

Первая волна была связана с первой девальвацией, которая у нас произошла в марте 2020 года, еще до того, как вошли резкие ограничительные нормы санитарно-эпидемиологического характера. Вторая волна связана со второй девальвацией, которая шокировала людей, потому что произошла на фоне появления признаков экономического оживления, с одной стороны, а с другой — на фоне повышения мировых цен на нефть, — объяснил экономист. 

Несмотря на это, на сегодняшний день все еще многие россияне стремятся к покупке автомобиля. Как итог, наблюдается значительный рост цен. В массовом сегменте рынка повышение цен коснулось KIA, Hyundai, Renault, Skoda, Volkswagen и многих других производителей. В среднем, автомобили подорожали на сумму от 5 до 150 тысяч рублей. Для дилеров этот шаг был вынужденным и сделанным для того, чтобы покрыть собственные убытки от дефицита, закрытий и прочих последствий пандемии. Но даже так им вряд ли удастся выйти «в плюс», отметил Хресин. 

 

К чему приведет дефицит машин

 

Эксперты объяснили, стоит ли покупать машину в момент их дефицита на рынке
freepik.com / Designed by Freepik

Источник фото: freepik.com - Designed by Freepik

Естественно, дилерам это грозит убытками. У нас и так этот год будет очень плохой по показателям. Я так думаю, что продажи упадут раза в два, и дай бог, если мы миллион проданных машин натянем, особенно со всем этим дефицитом, — сообщил Хресин. 

Эксперты уверены, в ближайшем будущем позитивных изменений не предвидится. Возможно, отечественные бренды смогут восполнить дефицит в течение месяца или двух, но импортные бренды придется ждать от трех месяцев до полугода. И это при условии, что в течение этого времени не будет введено дополнительных ограничительных мер. 

Однако Хресин считает, что слишком долго дефицит не продлится. По словам специалиста, спасти ситуацию может помочь вынужденный рост цен. Сейчас дилеры пока что еще могут завышать цены для того, чтобы покрыть собственные убытки, но эта планка не бесконечная, и россияне не станут скупать все по любым ценам. 

Не уверен, что это долго продлится. Кому было что спасать — те уже спасли. Цены по-прежнему лезут вверх, так что, на мой взгляд, это явление кратковременное, — поделился эксперт.

Колташов согласился с предположением, что сам по себе дефицит может быть устранен в ближайшее время. Но при этом волнообразные вспышки активности покупателя, скорее всего, приведут к резкому падению или, как минимум, застою спроса, уверен экономист. 

Я понимаю, что некоторые дилеры ждут, что эта тенденция продолжится, и пойдет дальше вверх, но я так не думаю. Автомобили на рынок подтянутся, а покупатели остынут. Только когда ситуация в экономике начнет улучшаться в силу каких-то мероприятий, которые будут выводить нас из депрессии, только в этом случае мы увидим новый всплеск продаж и «горячего» покупателя. Возможно, он не будет такой «горячий», и мы увидим просто медленное повышение спроса, как это обычно и бывает, — поделился своим мнением эксперт. 

 

Стоит ли сейчас покупать машину

 

Эксперты объяснили, стоит ли покупать машину в момент их дефицита на рынке
freepik.com / Designed by Freepik

Источник фото: freepik.com - Designed by Freepik

По мнению экспертов, долгое время простаивать салоны не будут, однако спрос начнет падать. Впрочем, автомобили никогда особо сильно не дешевели — даже в период пандемии. По этой же причине продавать машины по предоплате, с фиксированной стоимостью, дилерам невыгодно. Поэтому, посоветовал Хресин, если вы задумываетесь о покупке транспортного средства, вариантов есть несколько. В зависимости от причин, по которым вам нужна машина. 

Если вопрос стоит о спасении сбережений — хватайте то, что есть. Если просто нужна машина — я так думаю, есть сейчас смысл обратить внимание на рынок «вторички». Там сейчас тоже цены будут расти, вслед за официальными, но это разумный будет выход, — предложил автоэксперт. 

Другими словами, сейчас не лучшее время для покупки автомобиля, уверен Хресин. В будущем можно будет дождаться и интересных акций или специальных предложений, а сейчас, учитывая общую нестабильность на авторынке, с крупными покупками лучше повременить, если в этом нет острой необходимости. Например, если у вас уже есть автомобиль, который вы хотели обновить — возможно, сейчас не самые оптимальные условия для этого.

Автор: