Психолог дал советы бизнесменам по преодолению страха
фото из личного архива Николая Трушеля

По его словам, любой страх заключается в неуверенности в себе и в будущем, а неуверенность возникает из-за отсутствия или крайней недостаточности позитивного опыта решения проблем. Наличие страха и отсутствия опыта говорит о жестких границах личности или их размытости, пояснил психолог.

Страх потерять — это страх не восстановить, или синдром одноразового действия. Отождествление себя со своим "детищем", со своим бизнесом, тотальная ставка всего себя и своего ресурса ради иллюзорной мечты создает уравновешивающий эффект. В случае неудачи — смерть. Это крайнее проявление, — считает Трушель.

Он советует начинать работать со страхами на ранних стадиях их проявления и обязательно с экспертом, так как тот обладает нужными инструментами и навыками. Еще одной из трудностей предпринимателей, основанной на страхах, является делегирование. Однако иногда достаточно сделать аудит бизнеса, убрать издержки, определить аналитикой слабые сектора и построить стратегию развития, утверждает психолог.

На этапе убирания издержек часть страхов растворится как дым. Когда есть ясность, цель и стратегия, ум предпринимателя спокоен, — рассказал собеседник iReactor.

Для борьбы со страхом Николай Трушель предлагает простой алгоритм:

Первое — проанализируйте, что именно произойдет, если вы потеряете бизнес? Что ужасного будет (три варианта). Второе — как вы будете выходить из сложившейся ситуации? Что будете делать? (три варианта). Каждый из трех вариантов стоит проанализировать по этой же схеме и в итоге у вас появится еще девять вариантов решений. После этого вернитесь в исходную точку и подумайте о потере. Что вы чувствуете теперь?

Психолог отметил, что если с помощью этих действий от страха удалось избавиться, то у человека возникает простой алгоритм выхода из панической ситуации за счет опоры из гипотетических действий. Зачастую этого бывает достаточно, чтобы успокоиться.

Если вас продолжает колбасить, то вам к эксперту, "к бабке не ходи". Предприниматели по натуре своей герои, берут и делают, и страх — движущая сила. А в страхе жить выбирает жертва, она и не дает видеть факты ясно, — уверен Трушель.

Он подчеркнул, что чем больше в человеке "героя", тем успешнее будет бизнес. Если же больше "жертвы", то дело приносит больше страдания, чем удовлетворения и радости. В случае преобладания "жертвы" бизнес и вовсе не стоит создавать. Однако все эти проявления можно регулировать, заключил специалист.

Автор: