Любовь до самой смерти: личные трагедии Эльдара Рязанова
Global Look Press  /  Anton Kavashkin/Russian Look

Мэтр советского и российского кино Эльдар Рязанов родился в Самаре. Родители будущего режиссера Александр Рязанов и Софья Шустерман работали в торговом представительстве СССР в Тегеране — именно благодаря этому периоду их жизни будущий кинематографист получил свое необычное имя. После переезда в Москву Александр и Софья развелись. С тех пор Рязанов воспитывался матерью и отчимом, инженером Львом Коппом. Мужчина относился к Эльдару, как к родному сыну.

Рязанов рос любознательным ребенком. Любил читать, интересовался путешествиями и грезил карьерой мореплавателя. Но вскоре началась Великая Отечественная война и мечты о странствиях пришлось отложить.

Примечательно, что Рязанов не хотел поступать на режиссерский факультет. Документы в университет он подал за компанию с другом. Однако судьба распорядилась иначе, и в 16 лет Эльдар стал студентом ВГИКа. Его обучал знаменитый режиссер Григорий Козинцев, снявший ленты «Шинель», «С. В. Д.» и «Новый Вавилон». Сначала юноша не проявлял особого интереса к учебе. Несколько раз Рязанов даже оказывался под угрозой отчисления. Но в итоге проникся кинематографом и завоевал похвалу самого Сергея Эйзенштейна.

Человек-эпоха: творческий путь Эльдара Рязанова

Источник фото: Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

После окончания студенческой жизни Рязанов много путешествовал. Он объехал весь Дальний Восток и снимал сюжеты для новостных сборников. Режиссер побывал на Курилах, Командорских островах, Сахалине и Камчатке. Позже Рязанов потеряет интерес к документалистике и пополнит ряды сотрудников «Мосфильма».

Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника, — из воспоминаний Рязанова.

Вернувшись в Москву, Рязанов в соавторстве с Сергеем Гуровым снял фильм «Весенние голоса». Картина вышла новаторской и положила начало жанру музыкальной комедии в СССР. Вскоре молодому режиссеру предложили взяться за сценарий «Карнавальной ночи». Сначала Рязанов отказался от съемок «легкомысленного» фильма: он хотел снимать «серьезное кино», но потом под напором «Мосфильма» сдался.

«Карнавальная ночь» имела оглушительный успех у зрителей. Рязанов и исполнительница главной роли Людмила Гурченко в одно мгновенье стали всесоюзными героями. На волне народной любви и славы режиссер продолжил работать в комедийном жанре. За несколько лет он снял такие ленты, как «Девушка без адреса», «Человек ниоткуда» и «Дайте жалобную книгу».

Я показал маститым мастерам отрывки из «Карнавальной ночи», составляющие примерно половину картины. Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссерам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным, — из воспоминаний Рязанова.

В 1966 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так, появился один из лучших фильмов режиссера — «Берегись автомобиля». Вслед за ним вышли картины «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». Работы Рязанова продолжали пользоваться популярностью и пополнили золотой фонд советского кинематографа.

Человек-эпоха: творческий путь Эльдара Рязанова

Источник фото: Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

 

Три жены Эльдара Рязанова

Хотя карьера Рязанова была поистине головокружительной, личная жизнь режиссера была омрачена трагическими потерями. Первой супругой мэтра стала бывшая однокашница Зоя Фомина, которая долго не принимала ухаживаний Эльдара, но в итоге сдалась и дала согласие на его предложение пожениться.

Этот брак продлился больше двадцати лет, в нем родилась дочь Ольга. Отношения разрушил пресловутый кризис среднего возраста: на фоне частых конфликтов и недопонимания пара рассталась.

Следующей избранницей Рязанова посчастливилось стать главному редактору «Мосфильма» Нине Скуйбиной. Это была любовь с первого взгляда, однако Ольга, не так давно похоронившая первого мужа, не спешила бросаться в омут с головой. Ситуацию осложняла неизлечимая болезнь Скуйбиной — у нее постепенно атрофировались мышцы.

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина: «И от того, что рядом ты со мной, я —  добрый, я — хороший, я — живой…»

Рязанов оставался с ней до последних дней, до самой смерти. Нина умерла от рака в 1994 году, а вместе с ней «умер» и сам режиссер. Похоронив супругу на Новодевичьем кладбище, он заранее подготовил место и для себя, установив на нем памятник их двух половин.

После ухода из жизни любимой женщины у Рязанова обострились болезни. Он бы угас раньше времени, если бы в его жизнь не нагрянула журналистка Эмма Абайдуллина. Женщина буквально вдохнула жизнь в режиссера, который, казалось, обрел второе дыхание. В последние годы он признавался, что живет только благодаря Эмме.

Она, как и сам режиссер в свое время, осталась с ним до самого конца.

Эльдара Рязанова не стало 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.

Автор: