Болезнь или искреннее чувство: почему мужчины привязываются к автомобилям
unsplash.com  /  Barna Bartis

Увлечение автомобилями может перерасти в серьезную зависимость и негативно отразиться на жизни человека. Психологи называют это «автомобилизмом». В последнее десятилетие — с ростом числа машин на дорогах общего пользования в России — эксперты начали все чаще фиксировать у граждан зацикленность на автомобилях и привязанность к ним.

Такие люди порой просто не могут контролировать себя. Когда для большинства машина является всего лишь средством передвижения, для человека с «автомобилизмом» этот транспорт — одушевленное существо, нередко верный друг, который все чувствует и понимает. Такой индивид скупает все тематические журналы, смотрит обзоры на другие машины и, пожалуй, наизусть знает проблемные места в своих. Конечно, у человека с «автомобилизмом» несколько моделей.

Болезнь или искренняя любовь: почему мужчины привязываются к автомобилям
freepik.com  /  Designed by Freepik

Источник фото: freepik.com - Designed by Freepik

Но что скрывается за безудержной любовью к автомобилям? Почему любой разговор с таким человеком непременно сведется к машинам? В беседе c iReactor на эти и другие вопросы попытался ответить психолог, доктор наук, профессор, автор книг Андрей Зберовский.

По его словам, несмотря на порой маниакальное увлечение машинами, почти всегда человек с «автомобилизмом» является психически здоровым. Более того, убежден эксперт, проводить параллели с алкоголизмом, наркоманией и прочими зависимости здесь также некорректно. Однако не все так просто.

Признаком какой-то психологической болезни или отклонения это не считается. Параллель с алкоголизмом неуместна. Привязанность к автомобилю, неважно, у мужчины она или у женщины, отличается от алкогольной зависимости, наркотической и любой другой, поскольку в тех случаях речь идет о зависимости физиологической, а здесь зависимость имеет социальную природу. Дело в том, что автомобиль — он вызывает у людей определенные ассоциации с социальным статусом: с успехом, со свободой, с независимостью, с личной успешностью. Подчеркну, что, когда человек едет в автомобиле, за ним ухаживает, фотографируется с ним, о нем говорит, делает апгрейды, докупает что-то, для него это вызывает ассоциацию с прикосновением к успеху. Автомобиль ассоциируется у нас с жизненным успехом, — заявил Андрей Зберовский.

В повышенном внимании к собственному транспорту скрывается попытка привлечь к своей персоне дополнительное внимание, убежден собеседник iReactor. При этом, по его мнению, при помощи машины такой человек хочет заполучить не только общественный интереса, но и заставить себя уважать.

Понятно, для разных людей успех измеряется разной стоимостью. Для одних успех — «Роллс-Ройс» за 15 млн рублей, для других — Lada 2112. В этом плане, вне зависимости от того, в каком социальном слое находится человек, обязательно есть машина, которая у него вызывает ассоциации с успехом. Соответственно, по его мнению, окружающие, видя его автомобиль, как он за ним ухаживает, они его так и воспринимают. Повышенное внимание человека к своему автомобилю является попыткой привлечь внимание окружающих, заставить их себя уважать. Машина – опосредованный инструмент принятия обществом, — отметил эксперт.

При этом не только автомобиль может быть инструментом привлечения внимания и своеобразной формой презентации.

Болезнь или искренняя любовь: почему мужчины привязываются к автомобилям
freepik.com  /  Designed by Freepik

Источник фото: freepik.com - Designed by Freepik

Как указал Андрей Зберовский, нередко люди тратят все деньги на обувь. Часами они также могут говорить о предмете своего интереса, надоедая не только знакомым, но также родственникам и близким людям.

Человек свою самооценку пытается поднять за счет обращения внимания на свою машину. Кто-то, например, коллекционирует дорогие наручные часы, кто-то коллекционирует дорогие ботинки, а кто-то купил машину, ходит с тряпочкой, протирает ее и пылинки сдувает. Автомобиль – форма презентации, — заключил Андрей Зберовский.

Но в чем привлекательность именно машины? Как подчеркнул Андрей Зберовский, при помощи автомобиля человек может примерять на себя разные социальные роли. Например, у кого-то в гараже может стоять спортивный автомобиль и представительский седан. Соответственно, такой человек может в одной среде позиционировать себя как молодого и агрессивного парня, а в другой — как успешного бизнесмена, резюмировал психолог.

Автор: