Топ-3 самых удивительных случая в истории гражданской авиации

Международный день гражданской авиации во всем мире отмечается 7 декабря. Праздник был установлен еще в 1996 году. В честь праздника iReactor вспомнил три самых удивительных случая в истории гражданской авиации.

 

1) «Слепая» посадка в лесу

 

7 сентября 2010 года произошел случай, который позже лег в основу сюжета одного из самых популярных новогодних российских фильмов «Елки 2». Пассажирский авиалайнер Ту-154Б авиакомпании «Алроса» взлетел в Якутии и следовал по маршруту до Москвы, как вдруг на борту полностью отключилось электричество. Как следствие, перестали работать не только приборы управления самолетом, но и топливные насосы, а также другие элементы. 

В один миг пилоты вдруг оказались за штурвалами не самолета, а просто огромной неуправляемой металлической махины, оперативного запаса топлива в которой хватало всего на 30 минут полета. Пилоты снизили высоту до 3 км и принялись на глаз искать подходящую площадку для посадки 80-тонной «Тушки», используя в качестве авиагоризонта обычный стакан с водой. И чудом удалось заметить старую посадочную полосу в селе Ижма. 

Площадка была заброшена уже несколько лет, порядок на ней соблюдался лишь местным энтузиастом, одним из бывших работников аэропорта Сергеем Сотниковым. К тому же, она совершенно не подходила для Ту-154 по размерам. Но у пилотов попросту не было выбора, и они решили сажать самолет, пока есть такая возможность. 

В итоге, судно не успело вовремя затормозить и «улетело» дальше в лес, но, к счастью, саму посадку удалось совершить относительно безопасно, и никто из пассажиров не пострадал. Командиру самолета Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Героев России, остальные члены экипажа были награждены Орденами Мужества, а самолет после ремонта своим ходом добрался ближайшего аэропорта и даже вернулся в эксплуатацию.

ТОП-3 самых удивительных случая в истории гражданской авиации

Источник фото: goryachev.livejournal.com

 

2) Посадка с пилотом за бортом

 

10 июня 1990 года авиалайнер BAC1-11 авиакомпании British Airways благополучно поднялся в воздух над Бирмингемом и отправился по маршруту до Малаги. Показатели всех приборов были в норме, судно прошло тщательную проверку перед взлетом и ничто не предвещало беды. Поднявшись на высоту около 5 км, пилоты расстегнули плечевые ремни безопасности и ослабили поясные ремни, а пассажирам начали разносить еду, как вдруг в кабине пилотов вырвало ветровое стекло. 

Командира воздушного судна Тимоти Ланкастера тут же выбросило за борт. Единственное, что его спасло — его ноги застряли между штурвалом и бортовой панелью, и его успели схватить за пояс бортпроводники. Тело же оказалось прижато снаружи, а лицо было видно через боковое окно. Второй пилот сразу же начал аварийное снижение, но процесс оказался затянут по той причине, что тяжело было расслышать речь диспетчера из-за сильного ветра в кабине. 

Так, самолет посадили спустя примерно 20 минут после произошедшего. Все это время Ланкастер находился за бортом, начиная с высоты в 5 км. Все члены экипажа были уверены, что их командир — мертв, но они продолжали удерживать его тело, чтобы труп не попал в двигатель. После посадки выяснилось, что командир пострадал от обморожения, синяков, множественных переломов, вывихов и растяжений, но все-таки выжил. 

Согласно результатам проведенного следствия, причиной инцидента стала халатность техников, которые накануне меняли ветровое стекло. Оно оказалось новым, и рейс стал первым после замены, но работники нарушили целый ряд правил, используя старые не подходящие болты для креплений. Все члены экипажа были награждены медалями и орденами, а командир после нескольких месяцев лечения вновь вернулся за штурвал и проработал летчиком до самой пенсии.

ТОП-3 самых удивительных случая в истории гражданской авиации

Источник фото: natgeotv.com

 

3) Посадка меж городских улиц

 

Посадить самолет «вслепую» — тяжело, но посадить его в черте города — задача не легче. Впрочем, именно она встала перед пилотами советского Ту-124 21 августа 1963 года. Пассажирский авиалайнер взлетел над Москвой, как вдруг у него заклинило шасси. Лететь в таком положении дальше оказалось невозможно — слишком опасно, поэтому экипаж принял решение посадить самолет на ближайшем аэродроме — в Ленинграде. 

Садиться предстояло «на брюхо», поэтому пилотам необходимо было перед посадкой сжечь как можно больше топлива, чтобы избежать пожара. Для этого самолет принялся летать над городом на максимально низкой высоте — 500 метров. Все шло по плану до тех пор, пока во время очередного захода внезапно не отказал левый двигатель. Выбора не оставалось — нужно было сажать самолет прямо сейчас. 

Экипажу дали добро на пролет через центр города, и он направился к аэропорту, но по пути отказал второй двигатель, и судно резко начало снижаться прямиком на городские улицы с высоты в 500 метров. Тогда командир Виктор Мостовой отдал управление второму пилоту — Василию Чеченеву, который служил в военно-морской авиации и имел опыт приводнения самолета. Именно благодаря его навыкам судно удалось чудом посадить на Неву между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом. 

Самолет быстро затонул, но все пассажиры успели эвакуироваться. А вот членов экипажа вместо медалей и наград ждало расследование КГБ — изначально даже рассматривалась версия, в которой пилоты намеренно устроили крушение самолета. Но позднее все обвинения с них были сняты, им раздали квартиры, грамоты и часы, и они продолжили работать в авиации.

ТОП-3 самых удивительных случая в истории гражданской авиации
forum.aroundspb.ru  /  Феликс

Источник фото: forum.aroundspb.ru - Феликс

Автор: