Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

21:14 29.01.2021 85
Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения
Эксклюзив
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения
/
Изменить размер текста Аа

История в 700 лет — эволюция телеги на колесах в главное транспортное средство всего человечества в материале iReactor

29 января во всем мире отмечается День рождения автомобиля. В 2021 году одному из самых популярных транспортных средств исполнилось 135 лет. Именно 135 лет назад немецкий инженер Карл Бенц получил патент на «Транспортное средство с двигателем, работающем на бензине», и это событие принято считать первым шагом в современном автомобилестроении. 

Однако, если копнуть глубже, становится ясно, что сам Карл Бенц еще задолго до получения официального патента представил несколько первых прототипов своей машины, автомобили с двигателями внутреннего сгорания (пускай и работающие на дорогостоящем спиру) появились еще раньше, а «самоходному» транспорту на тот момент и вовсе уже было несколько сотен лет. Так что дата 29 января выбрана скорее для удобства и не отражает действительное «рождение» автомобиля как транспортного средства. На самом же деле все началось задолго до Карла Бенца.

 

XIV век: настоящий день рождения автомобиля

 

Фактически, первые попытки создать механическое транспортное средство для перевозки людей и грузов без использования мускульной силы появились в XIV веке. К тому времени фундаментом всего транспорта выступали лошади. И даже телеги, как прообраз современных авто, являлись лишь «приложением» к тяговому животному, которое исполняло главную функцию. Но в 1335 году итальянский врач Гвидо да Виджевано создал телегу, приводимую в движение не лошадью, а силой ветра. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Его труды по многим причинам не получили широкого признания. Во-первых, потому что Европа на тот момент находилась на пороге Столетней войны и людям было как-то не до автомобилей совсем. Во-вторых, потому что транспортные средства предлагались исключительно в качестве военной машины, а не для гражданского применения. Ну и, в конце концов, работы да Виджевано хоть и оказались оригинальными, все-таки были вдохновлены позднеантичными военными разработками. 

Но, кажется, именно с того момента человечество уверено ступило на тернистый путь машиностроения. И изобретения известного художники и изобретателя Леонардо да Винчи лишь послужили тому очередным примером. Его «самоходная тележка» должна была работать при помощи пружинного механизма. Но ее создание и массовое распространение, к сожалению, так и не было окончательно налажено. Поскольку из-за недочетов при проектировании «автомобиль» имел возможность поворачивать только в одну сторону.

 

XVII век: первые шаги в современность 

 

Следующий большой этап в развитии автомобилестроения наступил в XVII веке с появлением парового двигателя. На протяжении целого столетия инженеры разных стран пытались придумать, каким образом можно применять новую технологию. Предлагались и устройства для подъема воды на стены замков, и устройства для откачки воды из подземных шахт, и «пожарные установки». Неудивительно, что одним из устройств с использованием техники парового двигателя стало транспортное средство. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Первым прообразом автомобиля на паровой тяге считается тележка, построенная для одного из китайских императоров в 1672 году. Машина могла двигаться на одной заправке угля больше часа, а в описании к ней впервые был упомянут термин «мотор» в его современном понимании. После этого по всему миру стали появляться свои аналоги данной разработки. В том числе и в России. Русский конструктор, изобретатель и инженер из Санкт-Петербурга Иван Кулибин создал свою «самоходную» карету, которая могла развивать скорость до 16,2 км/ч и разрабатывал ее совмещение с паровым двигателем. 

И хотя широкого распространения такие автомобили не получили из-за множества недостатков самой технологии парового двигателя, существовали они еще долго. Они же стали прародителем всем известных паровозов. Конкретно «предком» рельсовых локомотивов, работающих на пару, считается изобретение, созданное в 1762 году французским изобретателем Николой Кюньо, — полноразмерная машина с паровым двигателем. Она же в свою очередь являлась модернизацией автомобиля, разработанного еще в 1712 году кузнецом Томасом Ньюкоменом. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Зато данный этап развития машиностроения окончательно закрепил за человечеством идею создать универсальное транспортное устройство, и с тех пор разработки в этом направлении, кажется, больше не прекращались. Что и привело постепенно к следующему витку развития отрасли. 

 

XIX век: настоящее машиностроения

 

Как уже было упомянуто выше, именно в XIX веке Карлу Бенцу удалось создать полноценное транспортное средство, в котором не просто использовалась новая технология (двигатель внутреннего сгорания), но и использовалась оптимально, без применения дорогостоящего спирта. Он же в 1888 году наладил первое массовое производство автомобилей по своей собственной технологии. Это позволило продвинуть технику в массы и привлечь к процессу развития машиностроения еще больше специалистов. А общество, в широком его понимании, оказалось буквально в одном шаге от повсеместного использования автомобилей. 

Примерно в тот же период родились крупнейшие автомобильные концерны, управляющие мировым авторынком на сегодняшний день — «Mitsubishi» (1870 год), «Skoda» (1895 год), «Renault» (1898 год), «Cadillac» (1902 год), «Ford» (1903 год) и многие другие. На границе XIX-XX веков гиганты рынка еще только настраивали производство и позволяли себе экспериментировать. Как это обычно случается с приходом новой технологии на массовый рынок, автомобили начали появляться самых разных форм и размеров, с использованием различных технологий. Ведь никаких общемировых стандартов не было в принципе.

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Так что перед инженерами открылась полная свобода творчества — разные типы кузовов, материалов и управления, разной степени амбициозности технические изобретения. Тогда же появились первые газовые и электрические гибриды, многоклапанные двигатели, верхние распределительные валы, привод на все колеса и многие другие современные технологии, реализовать которые удалось лишь спустя какое-то время. В общем, произошел настоящий «бум» автомобильной промышленности. 

Лишь к 10-ым годам прошлого столетия эксперименты начали постепенно сходить на нет — бензиновые двигатели внутреннего сгорания доказали свою универсальность, из сотен производителей начали формироваться лидеры рынка, стали появляться первые «потребительские» машины, предприятия сформировали базовые стандарты производства, и авторынок начал равномерно приобретать очертания, знакомые каждому современному автолюбителю. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

 

Будущее машиностроения

 

На основе последних нескольких десятилетий развития отрасли эксперты выделяют несколько ключевых особенностей автомобилей «настоящего», на основании которых можно предположить, в каком направлении машиностроение продолжит двигаться в будущем. Ключевая из них — это экологичность. Широкое распространение начинают получать транспортные средства, в которых либо используется биотопливо, либо не используется никакое топливо в принципе, а движущей силой служит электричество или другие источники энергии. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Одновременно с этим можно проследить, как за последние несколько лет производители начали делать гораздо больше акцента на экономичности, доступности и, как следствие, стандартизации автомобилей. Каждая новая машина все меньше отличается от прошлой модели визуально. Несмотря на желание отдельных автолюбителей увидеть кардинальные изменения в машиностроении, общая тенденция такова, что понятное, привычное и давно знакомое продается гораздо лучше. Следовательно, можно и затраты снизить, и клиентов привлечь, и давление на экологию еще при всем при этом снизить. 

Также важной вехой в развитии современного автомобилестроения является цифровизация и роботизация. Причем, с одной стороны, появление на массовом рынке электрокаров — это конечно один из инструментов достижения вышеперечисленных тенденций. Экологичность, экономичность, безопасность, стандартизация. Но, с другой, это является еще и реализацией амбиций инженеров прошлого с применением технологий настоящего. Так что вряд ли ту же «Теслу» можно назвать «мимолетным течением моды». Вполне вероятно, что это может стать уверенным шагом в следующую эпоху. В эпоху будущего. 

Ко Дню рождения автомобиля: история эволюции машиностроения

Неизвестно, как именно это будущее будет выглядеть, насколько реальны представления о повсеместных «летающих такси», и, если это все-таки реально, то как скоро случится. Но можно сказать наверняка, что развитие машиностроения уже вряд ли остановится. А инженеры продолжат экспериментировать с источниками энергии, с материалами и с самими типами транспортных средств. Правда, уже не только в угоду технологическому процессу, но и с оглядкой на потребности массового потребителя.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: mercedes-benz.com

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!