Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти

Ко Дню гражданской авиации: самые невероятные подвиги российских пилотов

14:14 09.02.2021 51
Ко Дню гражданской авиации: самые невероятные подвиги российских пилотов Ко Дню гражданской авиации: самые невероятные подвиги российских пилотов
Эксклюзив
Чтобы быть в курсе самых важных новостей и читать сайт без рекламы, подписывайтесь на наш Яндекс-виджет. Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку "Сохранить".
Ко Дню гражданской авиации: самые невероятные подвиги российских пилотов
/
Изменить размер текста Аа

Самые яркие подвиги российских пилотов гражданской авиации в материале iReactor.

В России 9 февраля отмечается День гражданской авиации. Многие помнят, что 7 декабря уже чествовали «героев неба», однако тогда был праздник международный. Февральская дата была учреждена в 1923 году. Впрочем, на государственном уровне дата была закреплена Указом президента лишь в 2013 году.

Особенными традициями праздник отмечен не был. Вероятно, это связано с тем, что в году есть еще торжества, посвященные работникам «небесной» сферы. Например, День воздушного флота, который проходит 15 августа. Тем не менее, иногда командиры самолетов поздравляют пассажиров во время рейса. А отдельные организации устраивают у себя на территории застолье. Регулярно празднуют в Ульяновской области — авиационной столице России. Там проводятся концерты, встречи с ветеранами и собрания.

Мастерство российских пилотов заслуживает отдельного внимания. На протяжении всей истории гражданской авиации было множество инцидентов, когда своими умениями они спасали сотни людей. iReactor решил сделать небольшую подборку самых выдающихся проявлений героизма летчиков.

 

Экстренная посадка на Неву

 

Благодаря голливудскому фильму «Чудо на Гудзоне» миллионы людей знают о героизме пилотов Чесли Салленбергера (командир экипажа) и Джеффри Скайлза (второй пилот). Самолет, совершавший рейс 15 января 2009 года, столкнулся со стаей птиц, в связи с чем были выведены из строя оба двигателя. Проанализировав ситуацию, мужчины приняли решение посадить летательный аппарат на реку Гудзон. На борту находилось 155 человек. Все выжили.

Приводнение на Неве, тайга, кукурузное поле: ТОП героических поступков русских пилотов

Однако мало кто знает, что в России случилась аналогичная история. Рейс совершался 21 августа 1963 года по маршруту из Таллина в Москву. Проблемы у Ту-124 были обнаружены сразу после взлета — пилоты обнаружили, что заклинило переднюю опору шасси в «полуубранном» положении.

Таллин не принимал из-за тумана, поэтому диспетчеры приняли решение направить самолет в ленинградский аэропорт Пулково. Зная о поломке, все экстренные службы были приведены в боевую готовность. Летательный аппарат должен был сесть на грунтовую полосу «на брюхо».

Пилоты совершили около 8 кругов над городом, чтобы выработать топливо — с целью снизить риск пожара после посадки. Расчет был четкий: в баках оставалось нужное количество горючего для посадки в аэропорту. Однако оба двигателя вскоре вышли из строя и лайнер начал планировать с высоты 500 метров над центром города.

Экипаж принял решение приводниться на Неву. Командир передал управление второму пилоту, Василию Чеченову, служившему в военно-морской авиации. Он имел опыт в таких ситуациях, поэтому не допустил заныривания и удара хвостовой части об воду.

Посадка была совершена между мостом Александра Невского, который на тот момент еще только строился, и Финляндским железнодорожным мостом. Ширина реки на тот момент была около 400 метров. Мимо проходил буксир, который оттянул лайнер к правому берегу. Все 45 пассажиров выжили.

Изначально все члены экипажа подверглись тщательному расследованию со стороны КГБ. В ведомстве рассматривали версию умышленного крушения. Но позднее обвинения с экипажа были сняты, им раздали квартиры, грамоты и часы, и они продолжили работать в авиации.

 

Без навигации в тайге

 

Удивительный случай произошел 7 сентября 2010 года. Ту-154 совершал рейс по маршруту Полярный-Домодедово. На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа. На высоте более 10 тысяч метров неожиданно пропало электрическое питание. Позднее было установлено, что сбой произошел из-за неисправности аккумуляторных батарей.

На борту перестали работать навигационное и радиосвязное оборудование. Кроме того, вышли из строя электрические топливные насосы — горючего оставалось в запасе только на 3300 километров.

Приводнение на Неве, тайга, кукурузное поле: ТОП героических поступков русских пилотов

Связь с бортом была потеряна. О местонахождении самолета передавал только аварийный буй системы «Коспас-Сарсат». В Ижме сотрудники МЧС были предупреждены об аварийной посадке. Лайнер мог дотянуть только до закрытого для приема самолетов аэропорта, переделанного под вертолетную площадку. Там была только одна полоса в 1325 метров, но она была непригодна для посадки Ту-154.

Позднее пилоты признались, что аэропорт обнаружили случайно. Они пробились через облачность и визуально выискивали место для посадки. Рассматривался вариант приводнения, однако для этой «операции» нужно было чистое русло без изгибов.

Основная часть навигационного оборудования не работала, поэтому пилоты ориентировались в пространстве полагаясь исключительно на свои силы. В это время в салоне часть пассажиров перевели в переднюю часть салона.  

Летчики совершили два круга, чтобы оценить состояние взлетно-посадочной полосы. На третьем круге пилотам удалось посадить самолет. Полосы не хватило, и на 164 метра Ту-154 выкатился в лес. Летательный аппарат был поврежден, но все пассажиры, среди которых была беременная женщина, не пострадали.

Позднее все эксперты твердили, что пилоты совершили настоящее чудо. Кроме того, особенно были отмечены героические усилия начальника вертолетной площадки Сергея Сотникова. Он на протяжении 12 лет по своей инициативе следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. Командир самолета Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ламанов были удостоены звания Героев России. Остальных членов экипажа также наградили Орденами Мужества.

 

Чудо на кукурузном поле

 

Авиалайнер Airbus A321 совершал рейс 15 августа 2019 года по маршруту Москва-Симферополь, на борту было 233 человека. Вскоре после взлета самолет столкнулся со стаей чаек, в связи с чем отказали оба двигателя. Диспетчер получил сигнал об аварийной ситуации — специалист ответил, что все действия Дамир Юсупов (командир экипажа) и Георгий Мурзин (второй пилот) должны принимать по своему усмотрению.

Приводнение на Неве, тайга, кукурузное поле: ТОП героических поступков русских пилотов

После отказа второго двигателя пилоты решили совершить посадку на кукурузное поле, которое находилось прямо по курсу. Сближение с землей оказалось жестким, поскольку на борту не работали двигатели, а шасси были убраны.

Во время посадки оторвался второй двигатель. Все аварийные специалисты оказались подготовлены и на место быстро прибыли экстренные службы. Открытого горения не было обнаружено, пожарные только создали «пенную подушку» во избежание возгорания топлива.

В результате экстренной посадки 74 пассажира получили небольшие травмы, но без опасности для жизни. Пилотам за проделанную работу были присвоены звания Героев России. Оставшиеся члены экипажа были награждены Орденами Мужества.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор:

Источник фото: Инфореактор

Новости партнеров
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!