Быть или не быть техосмотру: что изменится для водителей в РФ после поправок от 1 марта

Процедуры технического осмотра автомобилей периодически подвергаются корректировкам. Последние изменения вступают в силу в первый день весны — с 1 марта 2021 года. Всем автовладельцам необходимо ознакомиться с новым порядком прохождения ТО.

В новом документе значатся свыше восьмидесяти требований. В основном они касаются технических функций машин. Согласно новому положению, автовладельцы не смогут пройти технический осмотр, если в машинах обнаружатся подтеки тормозной жидкости или есть какие-либо нарушения герметичности трубопроводов. Нужно будет при осмотре проверить стояночный тормоз, который блокирует колеса транспортных средств на уклоне. Это основная беда старых машин, у которых «ручник» неисправен уже несколько лет, а чинить его, по мнению автомобилистов, нецелесообразно, ведь машину можно просто «поставить на передачу».

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

По новым правилам на колесах необходимо наличие всех болтов или гаек крепления дисков. Недопустима установка на автомобильную ось шин с разными конструкциями или размерами. Также важно будет чутко соблюдать сезонное соответствие автомобильной резины. В 2021 году с весны пройти ТО и получить диагностическую карту можно будет, если соблюдены все эти правила. Основной головной болью владельцев станет то, что для оформления диагностических карт необходимо будет сфотографировать машину до технического осмотра, а также после его проведения специальным фотоаппаратом с системой геопозиционирования.

Важное уточнение: техосмотр и диагностическая карта — это не одно и то же. Диагностическая карта — это документ, который выдается после прохождения техосмотра на аккредитованной станции. Если ДК — документ, ТО — это сам процесс проверки авто. Если оперировать устаревшими понятиями, то диагностическая карта есть талон техосмотра.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Основные пункты

 

Перечень основных новшеств затрагивает пункты порядка прохождения технического обслуживания, оформления диагностической карты, покупки страхового полиса, тарифов и штрафов за нарушения. Основные изменения затрагивают следующие пункты:

  • процедура ТО может быть проведена только в присутствии работника МВД;
  • диагностическая карта оформляется в электронном виде;
  • информация поступает в единую систему (программу), под управлением которой проходит вся процедура;
  • машина снимается на въезде и выезде со станции;
  • начинается осмотр со входа оператора в систему наблюдения и ввода первой фотографии автомобиля;
  • работать смогут только авторизированные станции технического обслуживания;
  • ТО проходит в онлайн-формате;
  • при нарушении какого-либо пункта регламента осмотра он автоматически прекращается;
  • программа считает все проходящие процедуру автомобили и блокируется при превышении установленного количества для данного оператора;
  • в систему необходимо вносить все координаты машины. Они сравниваются с координатами СТО, в случае несовпадения карта не будет выдана автовладельцу;
  • все снимки хранятся в системе и доступны работникам ГИБДД в любой момент времени.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Требования к фотографиям для ТО

 

Требования к снимкам также есть: нужно, чтобы ясно были видны цвет, номер, марка и модель транспортного средства. Работа оператора ТО заканчивается введением усиленной электронной подписи. Без этого карта недействительна. Такие новшества в теории преградят дорогу практике продажи диагностических карт без техосмотра и продаже полисов ОСАГО без реального прохождения осмотра, но на практике возможны неполадки.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Кому проходить ТО с 1 марта 2021 года

 

Важно ответить и на вопрос, кому проходить процедуры. Изменениям подверглись и сроки прохождения технического обслуживания для различных машин:

  • освобождаются от процедуры новые автомобили моложе четырех лет;
  • автомобили возрастом от четырех до десяти лет проходят техобслуживание каждые два года;
  • транспорт старше десяти лет – каждый год;
  • таксомоторный парк возрастом до пяти лет – каждый год;
  • мототранспорт, прицепы и полуприцепы – каждый год;
  • грузовики легче 3,5 тонны – ежегодно;
  • такси старше пяти лет – каждые шесть месяцев;
  • тяжелые грузовики, учетные машины – раз в полгода.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

А если не проходить?

 

За передвижение по городу без реального прохождения ТО и без наличия электронной диагностической карты при остановке инспектором ГИБДД водителю будут назначаться штрафы в сумме 2000 рублей. С весны 2022 года, через год после нововведений, такая санкция будет налагаться автоматически. Непосредственное наказание для справедливого отношения к водителю будет применяться один раз в сутки. Получить два идентичных штрафа за сутки будет невозможно.

За оформление диагностической карты без ТО предусмотрен штраф в размере от 5 до 300 тысяч рублей, в зависимости от того, кто будет признан виновным – частное лицо или СТО как организация. В первом случае наказание минимальное, а во втором — максимально суровое.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Реальное положение дел и покупка карт

 

На практике же многие водители постараются по старинке купить диагностическую карту. Корреспондент iReactor под видом клиента обратился в страховые компании. Результат оказался неутешительным, о новом порядке продавцы ОСАГО знают и план действий уже готов.

Продавцы ОСАГО — а приобретение полиса им выгодно, ведь за него они получают комиссионные, — будут фотографировать машины на парковке и стоянке. По итогу будет считаться, что те прошли ТО. Услуга «псевдотехосмотра» будет стоить 1500 рублей в среднем для Санкт-Петербурга. В Москве сумма может быть больше, а в регионах — меньше. Как хитрецы будут обходить систему геопозиционирования и онлайн-контроль, пока не известно.

До вступления правил в силу услуга стоила от 1000 до 1200 рублей в Северной столице. В регионах — ниже на 200 рублей в среднем, а в столице России — на 500 рублей выше. Водители транспорта старше десяти лет часто покупают диагностическую карту, будто они прошли ТО. В противном случае на доведение транспорта до ума без взятки ушли бы десятки, а иногда и сотни тысяч рублей. Это часто превышает рыночную стоимость самого транспорта.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Больше штрафников

 

Чаще всего в старых машинах отказывает ручной стояночный тормоз, но без него можно ездить, если при парковке под наклоном ставить автомобиль на передачу. Задняя передача ставится, если машина скатывается задом, а передняя — если передом. Тормозной цилиндр на морозах служит надежнее ручника и советские водители всегда пользовались в морозы только им. Разная резина —тоже частое упущение. Нередко глубина протектора становится столь малозначительна, что резина лысеет.

Замена комплекта с балансировкой и покупкой самих покрышек выходит до 14 000 рублей. Так что без покупки карты техобслуживания на дорогах станет значительно больше штрафников. Это грозит тем, что водители перестанут ставить транспорт на учет, следить за ним и будут чаще пытаться скрыться от сотрудников органов дорожной полиции.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Мнение профи

 

Специалисты оценили в стране ситуацию с покупкой диагностических карт. В России найдут способ обойти новые правила. Такой позицией поделился с iReactor автоэксперт Дмитрий Попов.

Автовладельцам особо не надо ознакамливаться с правилами техосмотра. Ничего не изменится особо для тех, кто честно ходил. Опции все те же самые и проверки те же самые. Капелюшечка добавляется по поводу ксенона, но инструменталка остается та же самая, — считает Попов.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

Идея записывать вместе с каждым снимком координаты точки, в которой они сделаны, возникла еще на заре цифровой фотографии и была почти сразу реализована. В настоящий момент эта идея пришла в массы и обросла множеством сервисов. С самого начала возникла и сегодня продолжается реализация идеи на аппаратном уровне. В настоящий момент GPS-приемник прямо связывается с камерой, либо он в нее встроен. Во многих смартфонах эта функция реализована, но можно ли будет снимать на них проведение техосмотра? Скорее всего, нет.

Что до фотографирования геопозиционирующими фотоаппаратами, это и правда заставит людей ездить на техосмотр. Это не означает, что сам техосмотр будет честно проходить, но ездить водители туда будут. У меня есть предположение, что у ГИБДД, возможно, пока не все готово к порядку прохождения ТО по новым правилам. Не говоря о том, что станции технического обслуживания, находящиеся в высотках и ангарах, просто не смогут передавать изображения, поскольку там плохо видны спутники, а следовательно, по новым правилам они не смогут корректно работать. У нас даже смартфон плохо навигацию осуществляет внутри здания. Мы с фотографированием сталкивались в конце прошлого века и прекрасно все обходили. Сейчас, мне кажется, будут ездить и за «долю малую» начнут ставиться хорошие показатели на приборах, — предполагает Попов.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Назад в 90-е?

 

Про страховую ситуацию и подтасовку данных страховщиками автоэксперт также выразил свою позицию. Попов полагает, что это сложно осуществимо. Также специалист обратил внимание на грядущие поправки в статью 19 ФЗ № 196 «Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств».

В нем говорится о запрете эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Такое было в 90-е годы. Девушка из страховой компании забыла, что фотоаппарат теперь не простой, а с геопозицией. Он отмечает точки геокоординат, где сделан снимок. Возникает вопрос, смогут ли наши все технически сделать правильно. Будут покупаться ТО в другой ипостаси. Приедет не очень исправная машина, но ее сфотографируют и поставят хорошие цифры. Было бы неплохо смотреть вкупе с поправками 19-й статьи 196-го Федерального закона. Там говорится, что на дороге инспектором будут выявляться неустранимые неисправности. В случае чего будет приостанавливаться диагностическая карта. Тогда ТО с целью получения заветной диагностической карты нужно будет проходить по новой, — считает Попов.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Соберут одни — переберут другие

 

Эксперт обратил внимание, что с 1 июня 2021 года планируется отправлять машины на штрафстоянку даже за малозначительные дефекты. В рамках борьбы со смертностью на дорогах будут переосмыслены многие правила. Даже с потенциально безопасными поломками водители смогут отправиться на повторное прохождение всех процедур.

Речь шла о том, что создано будет автоматическое универсальное устройство, которое будет фотографировать, отмечать координаты и сразу все отправлять в уполномоченные организации. Что-либо сделать с ним будет трудно. С другой стороны, я в наш народ верю, все, что было создано одним, может быть легко разобрано и пересобрано другим, — заключил Попов.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Фотошоп в помощь

 

Искоренить новыми правилами в России привычку покупать диагностическую карту будет непросто, пока есть народная смекалка и «фотошоп», заверил iReactor автоэкспет Алексей Хресин. Также многие пункты ТО будут закрыты из-за новых правил.

Я думаю, что с первого марта ТО будет тяжело пройти, поскольку стоимость техосмотра законодательно ограничена и она нерентабельна. С учетом новых требований много пунктов техобслуживания закроются и будут, как в старые добрые времена, дикие очереди. Это станет проблемой для автолюбителей. Что касается подделки, то фотошоп никто не запрещал. Все координаты, время, номерные знаки будут нарисованы. Тут нет никаких проблем. Это первое, что приходит в голову, — рассказал Хресин.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Два пути станций ТО

 

Специалист полагает, что перед коммерсантами мартовские поправки откроют два пути: в незаконную коммерцию или банкротство. За условную и небольшую, а главное, фиксированную государством сумму никто не станет досконально проверять автомобиль. Это противоречит основополагающим правилам рыночной экономики.

Думаю, со временем появятся более изобретательные способы. Во времена гостехосмотра в 90-е делалось просто: приехал, показал машину, заплатил денег или напомнил про связи, и у тебя из выпускной трубы выпускается чистый кислород по показателям. Ничто не мешает вернуться к такой практике. Коммерсантам все нововведения невыгодны. Они постараются упростить все или уйдут. Те, кто найдет способ все минимизировать быстро, наберут базу популярных моделей, и дальше все будет легко и просто, — заключил Хресин.

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

 

Коллапс перемен

 

Автоэксперты солидарны во мнении, что в марте глобальных изменений ждать не стоит. Вероятнее всего, ввод новых требований растянется. Водители же и дальше будут «покупать» диагностическую карту для ОСАГО после введения новых правил техосмотра. Часть же обладателей старого транспорта, особенно из периферии и провинции, перестанут приобретать страховки и будут ездить, надеясь, что их не поймают сотрудники ГАИ.

В среднем, водителя останавливают за год от 1 до 4 раз, и некоторым будет выгоднее заплатить штраф за отсутствие полиса обязательного страхования и талона на техническое обслуживание, чем тратить десятки тысяч рублей на обслуживание транспорта. Это может стать головной болью для честных водителей, ведь ОСАГО выплачивает компенсацию невиновной стороне только в случае наличия полисов у всех участников дорожного инцидента.

В противном случае, если стороны не хотят договориться на месте, автомобилистов ждет суд, и «стрясти» по нему полную стоимость ущерба не всегда возможно. Во многом потому, что с обладателя старых и неисправных «Жигулей» порой попросту нечего взять. 

Как водители будут "покупать" техосмотр после поправок от 1 марта

Даже если по суду такой водитель будет выплачивать по 1000–2000 рублей в месяц, то на покрытие ущерба в условные 400 000 рублей уйдут десятки лет. Горе-автомобилист не сможет отремонтировать свою машину на получаемую сумму.

В последнее время отказ от оформления полиса становится все более распространенным явлением, и по прогнозам автоэкспертов к 2025 году у каждого третьего автомобилиста на дорогах России не будет страховки. Это может привести к аварийному коллапсу и тому, против чего сами поправки затеваются, — росту смертности. Остается надеяться, что все будет организовано с учетом особенностей России и менталитета граждан страны.

Автор: