The National Interest: СССР создал самую загадочную субмарину
wikipedia.org  /  Public Domain

Советские разработки в области вооружения прочно вошли в историю, став по истине легендарными. Многие эксперты мирового уровня до сих пор пишут «хвалебные оды» достижениям отечественных специалистов.

Чаще всего подобные статьи появляются на страницах американского издания The National Interest. На этот раз заокеанские эксперты опубликовали материал о русской подлодке класса «Альфа», которая показала себя в период Холодной войны.

Авторы опуса пишут, что субмарину, на тот момент, можно было смело называть «новаторской». Ее корпус был сделан из титана — материал был очень прочный, и стоял дороже, чем сталь. В «сердце» подлодки находился уникальный реактор с системой охлаждения из свинца и висмута.

Кроме того, отмечают американские эксперты, «Альфа» были невероятно быстрыми — гораздо быстрее, чем аналоги в США и Британии. Они с удивительной скоростью меняли дислокацию, в случае обнаружения вражеских торпед.

The National Interest: СССР создал самую загадочную субмарину

Впервые стратегические противники СССР узнали о субмарине в 1969 году. Их особенно смутил цвет подлодки, который был серебристым. Одно время в НАТО считали, что русские используют такую гамму в качестве маскировки, однако все оказалось проще: части корпуса покрывались алюминиевой краской, чтобы запутать Штаты.

Титан также вызвал вопросы у Запада. Производство было дорогим и сложным — особенно процесс сварки. При высоких температурах Титан легко поглощает кислород, водород и азот, вызывая дефекты в сварном шве, снижающие прочность материала.

Чтобы успешно сварить огромные титановые панели, инженерам приходилось создавать большие герметично закрытые склады. Помещения были заполнены аргоном и инертным газом, из-за чего специалистам приходилось работать в костюмах «космонавтов».

Тем не менее, усилия оправдались: титан обладает незначительной магнитной активностью, которая препятствует обнаружению. Влияет материал и на способность погружаться. Так как титан более тяжелый, лодка могла уйти в более глубокие воды, что спасало судно от глубинных бомб и других взрывов.

Вопросы возникали из-за реактора, охлаждаемого при помощи жидкого металла. Их труднее обслуживать, и они более опасны. Но «Альфа» имела высокую степень автоматизации, и на борту находился экипаж всего из 15 человек.

Разведка развеяла все сомнения по поводу «спорной» субмарины: в США узнали, что «Альфа» разгоняется до 41 узла, в то время как американские эсминцы класса «Арли Берк» аналогичного временного периода могли похвастаться лишь 30 узлами.

Автор: