"Для меня это давно не романтика": капитан первого корабля "Алых парусов" о любви к морю

Традиционный праздник выпускников "Алые паруса" состоится в этом году 25 июня. Михаил Сидоровский, который входит в состав экипажа брига "Россия", в данный момент готовится к торжественному мероприятию.

Несмотря на сильную занятость, специально для iReactor он вспомнил, как участвовал в этом событии на своем паруснике "Триумф", а также рассказал о своей любви к морю. Кроме того, собеседник сообщил, что сейчас происходит на борту этого легендарного судна, ведь помимо первых "Алых парусов" бриг "Триумф" участвовал в съемках таких фильмов, как  "Гардемарины III",  "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя" и "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини".

 

— Как вы обслуживаете бриг "Триумф"? Чем "занимается" судно сейчас?

— Парусник до сих пор на ходу. Мы сейчас заканчиваем проведение капитального ремонта. Мы перебрали корпус, двигатель, рангоут, такелаж, паруса, то есть практически все. Остались, конечно, какие-то работы, но они не мешают нам снова выходить в море. Основное использование последние лет пять-шесть — это по сути волонтерский проект. К нам может присоединиться каждый желающий. Мы учим морскому делу от А до Я. Проводим лекции, бесплатные для всех, и, соответственно, учебные выходы, на которых ребята учатся этому всему совершенно бесплатно. Ребята помогают выполнять какие-то ремонтные работы на корабле и за это совершенно бесплатно с нами ходят. Никакой коммерцией мы сейчас не занимаемся. Все это приносит какое-то моральное удовлетворение. Для меня это уже давно не романтика, это тяжелая работа: сделать так, чтобы все работало, все обеспечить, чтобы у молодых ребят, которые приходят к нам на борт, была возможность эту самую романтику прочувствовать.

Основная моя деятельность тоже связана с кораблями. Я моряк, работаю на паруснике. До этого участвовал в строительстве корабля "Полтава". Участвовал в ремонте палубы крейсера "Аврора". После этого работал боцманом, куратором обучения и главным инструктором в проекте "Надежда морей" яхт-клуба Санкт-Петербурга на парусной шхуне "Надежда". Это моя основная работа. А "Триумф" — хобби, которое съедает почти все свободное время и большинство свободных денег. Поскольку коммерцией мы не занимаемся, а корабль, конечно, требует вливаний финансовых, я вливаю туда деньги посильно, и ребята, у кого есть возможность, сбрасываются, чтобы покупать на корабль какие-то расходники. 


— Почему именно парусник? Ходите ли вы на других кораблях?

— Я вырос на "Триумфе". Это корабль, который построил мой отец. Для меня выбор был изначально очевиден, чем я буду заниматься. Я попытался получить нормальную береговую инженерную специальность, закончил университет совершенно не по морской специальности. Но к морю все-таки все пришло. Какой тип судна, мне, в общем, абсолютно не важно: будь то маленькая яхточка или гигантский учебный парусник. Для меня это все одинаково. Они совершенно разные по своей сути, по характеристикам. Но я не делаю какого-то принципиального выбора, что мне ближе, а что — нет. 


— Насколько популярно морское дело, среди кого популярно? Есть ли аналоги "Триумфу" в России?

— Морское дело последние несколько лет находится на подъеме, что, конечно, очень радует.  Потому что еще лет 10-15 назад про то, что море доступно каждому желающему, не только всяким миллионерам, у которых есть супер-яхты, не знал практически никто. Была совершенно дурацкая ситуация, что в морской столице России есть яхт-клубы, которые, конечно, закрываются с каждым годом, но тем не менее еще остались. В этих яхт-клубах есть яхты, на яхтах опытнейшие капитаны, а людей в экипаже нет. Молодежь не идет на яхты. Эта ситуация была совершенно дикая. Сейчас наконец-то наступил какой-то переломный момент в сознании молодежи, и это снова стало популярным. Последние пару лет я наблюдаю большое количество молодых ребят на всевозможных яхтах у нас в городе. И это прямо хорошо, это круто.

"Для меня это давно не романтика": капитан первого корабля "Алых парусов" о любви к морю

По поводу аналогов, был хороший аналог в виде фрегата "Штандарт" в Петербурге. Но из-за разногласий с руководством города они были вынуждены покинуть Россию, но продолжают ходить по Европе. Каждый желающий может туда попасть, но это выйдет в не очень маленькую сумму денег. Такого волонтерского проекта в России, по-моему, нет. У нас есть учебные парусники по всей России, которые принадлежат морским вузам, но сторонние люди могут попасть туда только за деньги. И деньги там не маленькие. На яхты поменьше, конечно, есть возможность попасть, даже в Питере есть несколько десятков яхт, куда в состав экипажа может попасть каждый желающий. Но классических парусников побольше у нас в России, к сожалению, нет. Что касается кино, я не помню, когда мы последний раз что-то снимали. В последние годы до ремонта и сейчас после ремонта киноиндустрия предпочитает рисовать парусники на компьютере, чем снимать вживую.

"Для меня это уже давно не романтика": капитан первого корабля "Алых парусов" о любви к морю

— Как далеко удавалось заплыть? Можно ли на паруснике выходить в международные воды?

— Самый дальний поход на "Триумфе" был до Бельгии. Несколько месяцев по Европе ходили. Но это было давно. Сейчас мы только заканчиваем капитальный ремонт, и корабль к дальним путешествиям не готов. Как только мы закончим и будем уверены, что все работает идеально, обкатаем, обучим экипаж, который сейчас есть, чтобы я был уверен, что каждый член экипажа точно знает, что делать, мы пойдем в дальние походы по Европе. Голубая мечта экипажа на данный момент — добраться до Исландии.

С заходом в международные воды проблем обычно не бывает. Законодательство европейских стран во многом более простое, чем наше российское. То есть иностранной яхте прийти в Россию намного сложнее, чем российской яхте прийти в Европу. Так что в выходе за границу ничего сложного. Во время коронавируса стало гораздо сложнее, местами, практически невозможно, но в обычных условиях, если ты соблюдаешь все необходимые требования и предписания, все в порядке с документами, с правилами прохождения границы, то проблем никаких. Более того, во многих европейских странах рады видеть учебные и исторические парусники. На шхуне "Надежда" мы ходили по Европе с образовательными программами, то есть у нас студенты проходили практику, во многих городах люди были в восторге, что наконец-то стали снова приходить российские парусники. В общем, всегда был теплый прием.

 

— Правда ли, что "Триумф" в 2000-м году участвовал в первом неофициальном празднике "Алые паруса"?

— Да, абсолютная правда. Сейчас об этом событии в официальных сводках новостей, в общем-то, не вспоминают. Потому что начало новой эпохи этого праздника — 2005 год. В 2000 году была довольно слабая попытка. Времена были безденежные, денег у города не было. Не было, соответственно, организаторов у этого праздника, как сейчас. Все было довольно скромно. Нам никто алые паруса не шил. Мы шли под своими белыми парусами по Неве. Но, насколько смогли, мы этот праздник сделали.

Автор: