Добавить в избранное
Инфореактор
Войти через социальную сеть
Вконтакте Facebook
или
Войти
О насО нас Предложить материал Вопросы
ВКонтакте
Facebook
Твиттер
Одноклассники
Наш канал в Telegram
RSS

«Маус» — немецкий сверхтяжелый танк времен Второй мировой

17:20 19.08.2016 116

«Маус» — немецкий сверхтяжелый танк времен Второй мировой
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Для этого нужно пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Ко времени окончания первых тестовых заездов сверхтяжёлого танка Maus в 1944 году прошло уже шесть месяцев с окончания Курской битвы. Фактически нацисты уже проиграли войну и даже внедрение этого супер-танка не могло спасти терпящий крах Третий Рейх. Нанесение удара союзными армиями в сердце фашистской Германии было всего лишь вопросом времени.

Однако нацистский режим активно пытался поддерживать моральный дух своих военнослужащих и пропагандировал так называемое чудо-оружие. Почти до самого последнего момента, вплоть до капитуляции Германии, нацисты верили, что вскоре появятся различные типы секретного «чудо-оружия», которые независимо от своей фактической эффективности обратят вооружённые силы Великобритании и Соединённых Штатов Америки в бегство.

Сверхтяжёлый танк Panzerkampfwagen VIII Maus должен был стать одним из таких видов супероружия. Однако этот танк был непрактичным, огромным и очень тяжёлым. Maus до сих пор является самым массивным танком из когда-либо построенных в истории. Его масса превышала 180 тонн. Это примерно в три раза тяжелее современного основного боевого танка вооружённых сил США M-1A1 «Абрамс».

При этом все усилия немецких инженеров в итоге были напрасными. «Маус» так и не появился на поле боя. 21 апреля 1945 года советскими войсками был захвачен полигон Куммерсдорф, на котором находились два прототипа Panzerkampfwagen VIII. Ещё спустя три недели войска советский флаг был водружён на здании Рейхстага. Нацистские войска сдались, так и не увидев этот «чудо-танк» в действии.

«Однако существуют документы, подтверждающие обнаружение уничтоженных танков Maus», — писал военный историк Вольдемар Труйца в книге «Секретные немецкие танковые проекты» (German Secret Panzer Projects). «Правда остаётся неизвестным кто именно уничтожил эти танки: советские войска/союзники или сами немцы», — добавляет историк.

При этом технические характеристики сверхтяжёлого танка «Маус» до сих пор поражают воображение. Лобовая броня на фронтовом гласисе — наклонной секции под башней — составляла целых 200 миллиметров. Передняя часть башни была защищена броневым листом толщиной 220 миллиметров, а бортовая броня, которая является наиболее уязвимым участком практически на любом танке, была защищена 180-миллиметровой бронёй. В то время как у самого эффективного тяжёлого танка нацистской Германии «Тигр I», который наводил ужас на любого соперника, толщина лобовых броневых пластин составляла 100 миллиметров.

Однако из-за такой мощной брони «Маус» был слишком тяжёлым. Это даже был не танк, а массивный бункер на гусеничном ходу. Также Panzerkampfwagen VIII не обладал танковой пушкой в традиционном понимании этого слова. Вместо этого, Maus был оснащён 15-сантиметровой гаубицей. Ходят слухи, что это было сделано по прямому указанию самого Гитлера. Однако, стоит отметить, что башня осталась только у одного из двух сохранившихся прототипов. Безбашенный прототип  использовался как макет для тестирования ходовых возможностей при таком большом весе.

Конечно, такая конструкция не соответствует современной концепции танковой войны. В XXI веке помимо эффективного бронирования ценится высокая скорость бронетехники и её способность действовать в любых погодных условиях. Эти факторы позволяют прорываться сквозь хорошо защищённые позиции и сеять хаос в тылу соперника.

«Маус» же должен был медленно и неуклюже продвигаться за линию фронта и пробиваться сквозь защитные сооружения благодаря своей разрушительной силе. Его мощь должны была открывать пространство для более маневренных сил, которые закрепляли бы успешное наступление.

Подобную тактику можно наблюдать и в наши дни. Это довольно притянутое сравнение, но боевики ДАИШ* применяют в чём-то похожую стратегию. Бронированные грузовики, начинённые взрывчаткой, аналогично супер-тяжёлому танку должны создавать бреши в обороне, в которые будут прорываться боевики и закреплять успех. Однако эта тактика пока не приносит экстремистам желаемых результатов. Наглядным примером служит Дейр-эз-Зор, где окружённая группировка вооружённых сил Сирии уже на протяжении трёх лет держит оборону на территории собственной военной базы и прилегающего к ней аэродрома.

Изначально, согласно предоставленным Гитлеру в 1942 году планам инженера Фердинанда Порше, предусматривалось создание в общей сложности 152 танков. Однако к середине войны эти планы столкнулись с существенными трудностями. К тому времени ощущалась острая нехватка стали и различных сплавов практическим во всех отраслях германского военного промышленного комплекса.

Также проблемой для инженеров стал выбор двигателя, который смог бы обеспечивать движение этой махины. Порше несколько раз вносил существенные изменения в чертежах, прежде чем остановиться на дизельном двигателе MB 517 Mercedes-Benz. Однако во время первого же тестового заезда двигатель отказал из-за сломанного коленчатого вала.

Так были ли усилия по созданию «Мауса» бесполезными? Не совсем. Труйца отмечал, что водители-испытатели сообщали о довольно хорошей управляемости и маневренности «Мауса». Это может показаться неправдой, что неудивительно для такой огромной машины, но это имело место. Но всё-таки к 1944 году концепция супер-тяжёлых танков для обеспечения наступательных прорывов стала бессмысленной. В то время начали господствовать средние танки, которые продемонстрировали потрясающий баланс между огневой мощью и маневренностью. Это установили новые стандарты для основных боевых танков, которые сохранились до наших дней.

* — Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Источник фото: wikipedia.org/PD


Загрузка...
Комментарии для сайта Cackle
Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на этой же странице
Спасибо!