Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

Старые добрые диснеевские мультфильмы "Чип и Дейл" или "Утиные истории" постулировали идеи взаимопомощи, отваги и самоотверженности. Не было сомнений, что они были рассчитаны исключительно на детей. Даже хронометраж серий рассчитывался, исходя из того, сколько ребенок может спокойно просидеть у экрана телевизора.

Современная же анимация все больше ориентируется на взрослую аудиторию: в ней появляется больше сатиры, интеллектуальной иронии на происходящие вокруг события. И если в плане длительности новые мультфильмы не ушли далеко от "предков", то их темы и персонажи порой вызывают у зрителей бурные обсуждения и критику. Далеко не все рады этому обновлению в сфере мультипликации: многие критикуют создателей, например, "Времени приключений", за психоделическую графику и неадекватность, которая прививает "не те ценности".

Конечно, можно задать ответный вопрос: "А зачем вы показываете подобные мультики детям?". Но намного интереснее будет обсудить, является ли анимация в принципе только детским жанром, который в XXI веке пытаются апроприировать для взрослых целей? В рамках новой киноколонки iReactor под названием "И смех, и грех" мы решили разобраться в этой теме.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

Как все начиналось?

 

Ирония заключается в том, что в самом начале мультики не рассматривались как только контент для детей. Как минимум потому что один из самых первых и полнометражных мультфильмов Диснея — "Белоснежка и семь гномов" — длился полтора часа. Ни один ребенок не может столько высидеть у телевизора спокойно. Более того, сюжеты на первый взгляд невинных мультфильмов на самом деле не такие и невинные: просто нам с детства внушают определенный взгляд на мифологию добрых и любимых сказок. Если же взглянуть на "Белоснежку" с точки зрения XXI века, то там поднимается множество важных, далеко не детских вопросов: патриархат, неуважение прав и желаний женщин, несчастливый брак, нарциссизм в превосходной степени. Просто с детства мы привыкли, что "Белоснежка" — это только красивая история о любви.

Огромным преимуществом анимации является то, что за счет упрощенной графики создатели могут сконцентрировать все внимание зрителя именно на сюжете и на конкретных темах. И если обернуться назад и приглядеться внимательно, становится понятно, что двойные смыслы в мультиках были всегда. Просто не всегда мы хотели их замечать.

Несмотря на то, что сейчас все еще есть те, кто относятся к анимации как к чему-то несерьезному и неважному, многие прозревают т осознают значимость этого жанра. Мультипликаторы могут шифровать и обсуждать самые противоречивые и порой даже скандальные темы, высмеивать очевидные пороки общества, но из уст мультяшных персонажей все это будет выглядеть не таким оскорбительным или значимым, как в кино.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

Подобные размышления об анимации заставляют внимательнее приглядеться к тому, что многие считают уделом детского сада. Интересно, что людям порой стыдно признаться в просмотре мультиков, зато они гордо делятся историями своих правонарушений. И такая смена ориентиров — еще одна излюбленная тематика и простор для фантазии создателей анимации.

Анимация — источник огромных возможностей для создателей. На экране можно показать самые фантасмагоричные миры и сумасшедшие сюжеты, несколько раз убить и оживить героев, сформировать миллиард миров или уничтожить все живое. Можно создавать двойное сюжетное дно, и никто не обвинит в плагиате или пропаганде. А главное — мультфильмы все же обходятся дешевле, чем игровое кино. Однако весомым минусом все еще остается то, что анимация до сих пор многими воспринимается как что-то не серьезное и детское.

 

С чего начать или продолжить?

 

Сейчас основная аудитория сериалов — преимущественно поколение зуммеров. Люди, разочаровавшиеся в тех ценностях, которые упорно прививались им в детстве. Они не понимают, куда им стремится, не знают, где применить свои навыки. Политическая нестабильность в мире, экономические ухабы, глобальное потепление, вымирание флоры и фауны, — перечислять можно очень долго, — все это приводит их в состояние непонимания, каким будет их будущее. Кроме того, культурные, семейные и личностные перемены сбивают с толку.

Неудивительно, что появляется анимация, где главными героями становятся неудачники, находящиеся на грани отчаяния и пытающиеся разобраться в этом сумасшедшем мире. Как пелось в песне группы Mr. Big — Wild world: "Oh baby, baby, it’s a wild world". В этих персонажах зрители видят себя, а что может быть прекраснее, чем страдания не в одиночку? Поэтому все по законам рынка для молодежи: есть спрос, есть и предложение. Что нынче котируется на рынке?

 

1) "Рик и Морти"

 

Затрагиваются самые невероятные темы и самых грандиозных масштабов: тут и многочисленная армия монстров на любой вкус и цвет, заигрывание с темами реинкарнации, переселения душ, создания мультивселенной, где собаки — хозяева людей, которые приносят бывшим питомцам пиццу. Это лишь малая часть безумия, представленного в 20-минутных эпизодах ядреной анимации "Рик и Морти".

Но несмотря на весь хаос происходящего, герои успевают обсудить важные темы: семейные узы, отношения детей и родителей, отсутствие взаимопонимания, нереализованные мечты и потерянные надежды. Отдельное спасибо создателям можно сказать за бесконечное число пасхалок и отсылок к классике кино и литературы, по-доброму ироничных и ностальгических.

"Рик и Морти", пожалуй, то место, где суровая реальность сталкивается с бесшабашным разумом, что рождает радужный мир с темнейшим подвалом тайн и загадок. И для каждого там есть своя комната плача.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

2) "Конь БоДжек"

 

Авторы не стали забираться в дебри сверхъестественного или внеземного, а показали кризис среднего возраста без прикрас, а главным героем сделали коня — бывшую звезду голливудских холмов, которая потеряла всякие ориентиры в жизни. Помимо этого у персонажа в багаже есть вредные пристрастия к алкоголю и разным изменяющим сознание препаратам (он пытается бороться с этим). Он ленив и не любит признаваться в том, что думает и чувствует.

Главное достоинство этой анимации — простота и очевидность. Поэтому некоторые ситуации настолько знакомы и понятны, что на душе начинают скрести кошки. В БоДжеке каждый сможет найти немного себя, даже если ему еще не стукнуло 40 лет. Также в сериале довольно много отсылок и шуток про известные проекты и актеров, что добавляет "Коню БоДжеку" обаяния.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

3) "Полуночная проповедь"

 

Прежде всего, стоит сказать, что его создатель — автор небезызвестного мультика "Время приключений", который числится среди самых достойных для взрослой аудитории. "Полуночная проповедь" необычна тем, что тут важны не только беседы, но и происходящее на экране. Если в большинстве мультиков для взрослых можно закрыть глаза и ничего не пропустить (простая графика "Южного парка" или даже "Коня БоДжека" лишь дополняет сказанное героями), то тут такое поведение лишит зрителя отчасти полноты восприятия.

Все дело в том, что речи героев совсем не соотносятся с их приключениями, поэтому нельзя отвлекаться, как в привычных ситкомах. Например, в первой серии персонажи обсуждают противоречивость ситуации с легализацией марихуаны и важность медитации, а параллельно с этим спасаются от настоящего зомби-апокалипсиса. И в этом есть доля гениального психоделизма, который и притягивает. Ведь так часто бывает в жизни: когда вокруг тебя происходит сумасшествие, а в голове ты ведешь сам с собой философские рассуждения и пытаешься найти хоть какой-то смысл в происходящем.

Это как некая проповедь (или на современный лад, подкаст), в которой герои полностью высказывают свое мнение по актуальным в современном обществе вопросам. Но в конце они не дают никаких ответов, и таким образом зритель сам решает, как ему относиться к проблеме. И если в начале не понятно, как связаны между собой эпизоды, то концовка объединит все кусочки как элементы мозаики в одно красивое полотно.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

А что же отечественная анимация?

 

Абсурдные мультфильмы — не только достояние Запада. Еще в советские времена отечественные мультипликаторы тоже экспериментировали с психоделическими мотивами. Например, на первый взгляд безобидные детские мультики Давида Черкасского "Остров сокровищ" или "Приключения капитана Врунгеля". Во многих интервью создатель признавался, что во времена существования такого консервативного общества с помощью анимации удавалось поговорить со зрителем на серьезные противоречие темы, которые компартия не одобрила бы. Спасало то, что все ответственные комиссии относились к анимации проще, чем к художественному кино, видели только рисованных персонажей и не слушали, о чем они говорят. Благодаря экспериментальной психоделике в СССР была возможность протолкнуть в общество смелые сатирические идеи.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

Но иногда подтекст был очевиден даже чиновникам, и тогда в ход шло аргументированное объяснение причин создания мультфильма. Например, постапокалиптический проект "Будет ласковый дождь" режиссера Назима Туляходжаева по рассказу американца Рея Брэдбери разрешили сделать только с акцентом на то, что этот мультфильм покажет миру, что с ним станет, если США продолжат наращивать вооружение. Но конечно, речь шла не только об Америке.

Самобытные и безумные мультфильмы снимал Владимир Тарасов. В анимации "Контакт" он объединяет в одном месте персонажа, напоминающего Джона Леннона, инопланетян и музыку из "Крестного отца". Не менее странным выглядит его мультфильм "Контракт".

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

Еще одним прекрасным примером можно назвать любимый многим мультфильм "Тайна третьей планеты" Романа Качанова. Помните птицу Говоруна?

В большинстве, конечно, это были проекты в жанре фантастики. Но всегда есть исключения. Например, пугающая анимация "Полигон" Анатолия Петрова, признанного во всем мире гения в мультипликаторстве. В 1970-е годы ему удалось нарисовать мультфильм так, словно визуально он сделан в 3D-формате. А в центре сюжета был разумный новейший танк, который выступает против своих создателей-людей (а в 1984 году в Голливуде выходит первая часть "Терминатора" о восстании машин).

В 1981 году в СССР вышел мистический мультфильм "Халиф-аист", снятый режиссером Валерием Угаровым. Это был настоящий ужастик того времени, благодаря графике и сюжету. В основе "Халифа-аиста" лежит одна из сказок знаменитого писателя Вильгельма Гауфа. Правда, в отличие от адаптированных сказок братьев Гримм, его истории — источники кошмаров для детей.

 

Феномен анимации: искусство для взрослых или развлечение для детей?

 

Изучив жанр анимации с разных сторон и позиций, нельзя категорично утверждать, что это только для детей. Слишком много выпускают мультиков, которые по-настоящему оценят только взрослые. Общество не статично и постоянно меняется, у него возникают новые запросы и интересы. И большой спрос на взрослую анимацию — один из "побочных продуктов" 21 века, рожденный из желания не замалчивать, а обсуждать.

Автор: