Литовкин оценил прогнозы аналитиков Sohu по созданию нового Як-141 в России
wikimedia.org/Wal Nelowkin/CC BY-SA 4.0  / 

Китайское информагентство Sohu сообщило, что в России появится истребитель, созданный на базе Як-141. Это будет однодвигательный легкий боевой самолет, обладающий доработанными взлетно-посадочными параметрами. Ему не нужна будет взлетно-посадочная полоса, он сможет подниматься и опускаться вертикально. Кроме того, новый истребитель будет обладать стелс-технологиями, то есть станет незаметным и менее уязвимым. 

Военный обозреватель Виктор Литовкин оценил в интервью iReactor прогнозы китайских аналитиков по созданию модернизированного Як-141 в России. Он считает, что пока такой самолет выпустить не представляется возможным, так как не хватает условий для его эксплуатации.

Это планы. Пока никаких оснований для создания такого самолета нет. Потому что для такого самолета нужны корабли, на которых он будет базироваться. Кораблей нет. Это прожекты, — заверил обозреватель.

Однако китайские эксперты уверены, что для нового самолета не нужны будут авианосцы, он сможет взлетать в любых условиях. В Sohu уверены, что самолет станет "грозой" флота США. Виктор Литовкин же вспоминает, каким был Як-141, и сомневается, что старую технологию удастся обогнать.

Як-141 был замечательный самолет. Он летал вертикально. Садился на палубу авианосца или авианесущего корабля. Мог нести мощное вооружение до шести тонн. Но в связи с тем, что его топливо расходовалось и на подъем, и на посадку, радиус действия у него был ограниченный, — описал самолет собеседник.

Як-141 — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального или короткого взлета и посадки. Впервые он поднялся в воздух в 1987 году и стал первым в мире боевым самолетом такого типа, преодолевшим скорость звука. В 1991 году из-за аварии во время испытаний на авианосце работу с "Яком" прекратили. Только в 2017 году заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил о планах воссоздания подобного самолета.

Кстати, по чертежам Як-141 создан американский самолет F-35. Морской, корабельный вариант F-35 — это переделанный наш Як-141. У американцев просто как-то случайно оказались чертежи нашего самолета, когда мы прекратили производство и самолетов, и кораблей для авиации, — рассказал Литовкин.

До возрождения Як-141 российской авиации далеко, считает Литовкин

Виктор Литовкин все же отметил, что для создания подобного рода техники необходимо множество других видов техники. Нельзя рассматривать самолеты в отрыве от остального вооружения.

Говорить о том, что мы что-то собираемся, — да. Мы собираемся даже авианосцы строить. Да, хотелось бы иметь и то, и другое, четвертое, десятое. В советское время у нас были замечательные проекты. Каспийский монстр, летающий над водой самолет. Его тоже собираются делать. Собираться не значит сделать. Меня настораживают такие информационные сообщения, что "мы собираемся строить то-то", "мы собираемся строить это".  Да, придет время, мы построим. А пока у нас для этого нет ни возможностей, я имею в виду, технических, ни капиталов, — уточнил Литовкин.

Каспийским монстром называли за рубежом "КМ", советский экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. На тот момент он был самым крупным летательным аппаратом в мире. Впоследствии "КМ" стал основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца "Лунь" в 1987 году.

 Для чего это нам надо? Если бы были авианосцы или авианесущие корабли. А пока мы в Феодосии строим только корабли десантные. Там такой большой корабль-док, который не предусматривает базирование на нем самолета вертикального взлета и посадки. Не закладываются авианесущие корабли, поэтому говорить о создании самолета вертикального взлета и посадки, на мой взгляд, несколько преждевременно, — подвел итог Виктор Литовкин. 

До возрождения Як-141 российской авиации далеко, считает Литовкин

 

Автор: