Женские вагоны в метро — приживется ли идея в России? Мнение Екатерины Гордон

Первый зампред Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров предложил нестандартный способ борьбы с домогательствами в отношении женщин. Так, он внес инициативу сделать отдельные вагоны в метро для представительниц прекрасного пола, чтобы обезопасить их от неприятного внимания со стороны мужчин. Письмо с предложением было направлено министру транспорта РФ Виталию Савельеву.

Однако власти не были в восторге от предложения. Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский считает, что эта мера избыточна, так как для защиты женщин существует полиция, кнопка вызова "112", неравнодушные окружающие. Кроме того, дамы передвигаются не только на метро, но и на наземном транспорте. Этот проект имеет много нюансов, которые стоит учитывать и предвидеть. 

Полагаю, что при равенстве мужчин и женщин, а именно так должно быть, это предложение излишне. Так как за этим может последовать предложение сделать только мужские вагоны, вагоны для других категорий граждан, — добавил Афонский.

Первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова тоже не оценила идею. Она сразу задумалась о будущем, где придется делать еще и женские дома, кварталы, учебные заведения, изолировать женщин. В итоге Россия может вернуться к тому, от чего ушла. Более того, транспортная система действительно нуждается в модернизации, но есть более насущные вопросы: комфортабельность остановок, например.

Какими должны быть женские вагоны на самом деле, ответила правозащитник Гордон
Невские Новости  /  Анастасия Барашкова

Приживется ли идея в России?

Юрист и общественный деятель Екатерина Гордон предложила альтернативу в интервью iReactor. Даже будучи борцом с сексизмом, Гордон не считает, что "смешанные" вагоны в метро представляют для женщин какую-то опасность или причиняют им дискомфорт. Касательно общественного транспорта правозащитник считает подобную меру излишней.

Общественный транспорт не предполагает долгого соприкосновения с чужим человеком в путешествии. Основная проблема возникает, когда это путешествие в ночное время, когда в купе есть возможность отдохнуть, полежать. В метро-то мы не больше часа, даже если выбрать один конец ветки и другой. Самое длинное путешествие будет занимать час с копейками. А в поезде можно ехать и сутки, и двое. Это другой уровень существования рядом с посторонним человеком. Тут нужно думать о комфортной интимной обстановке в том числе, — отметила Екатерина Гордон.

Гордон предложила подумать об улучшении обстановки в вагонах поездов дальнего следования. Ведь именно там поездка с мужчиной доставляет дискомфорт женщинам. И если в купе можно договориться, то в плацкарте от мужчин никуда не деться.

Я испытываю смущение, когда вдруг ты вынуждена ехать с мужчиной в маленькой замкнутой комнате. Правда, давно со мной этого не случалось, могу себе позволить путешествия с комфортом, но полагаю, что люди, у которых нет таких финансовых возможностей ехать одним в купе или СВ, должны иметь право не сталкиваться, особенно в ночное время, с мужчиной. Это здравая адекватная инициатива.

У каждого есть выбор. Если вам хочется веселья, с кем-то ночь напролет болтать в купе, делайте это. Нет никакого сексизма, каждый имеет право выбора, — уверена юрист.

Какими должны быть женские вагоны на самом деле, ответила правозащитник Гордон
Невские Новости  /  Александра Щетинина

Женское купе 

Однако Екатерина Гордон предупредила, что инициативы не должны превращаться в абсурд. Необходимо, чтобы всем пассажирам было комфортно, не было нарушения чьих-то прав или возможностей.

Сейчас есть возможность у женщин выбрать купе. Теперь появилась идея сделать целые вагоны. Главное, не делать целые поезда. Грань между здравой инициативой и глупостью начинается, когда идею доводят до абсурда. Если однажды запустят поезд, на который нельзя будет зайти мужчине, или наоборот, это будет, конечно, глупость и странная половая сегрегация, — предупредила Екатерина Гордон.

С 2004 года на поездах, курсирующих по России, можно выбрать женское или мужское купе. В этом плане нет никаких ущемлений: мужчины также могут выбрать поездку с людьми своего пола. Однако с этой опцией есть несколько важных нюансов, которые важно помнить.

  • Дети до 10 лет путешествуют с родителем в одном купе, неважно какого они пола. 
  • Мужчины могут мухлевать, указывая женский пол, чтобы поехать в купе с женщинами.
  • Если в поезде остался последний билет, его продадут человеку любого пола, несмотря на его пол и категорию купе. 

Женские вагоны могли бы помочь, во-первых, чтобы уже на входе в поезд проводник мог отследить, кто будет ехать в данном вагоне, и не допустить "мошенников". А во-вторых, половое разделение было бы удобно путешествующим в плацкарте.

Какими должны быть женские вагоны на самом деле, ответила правозащитник Гордон
Народные новости  /  Наталья Агеенко

Как в других странах

В Дубае и Токио давно курсируют женские вагоны в метро. Именно они и послужили толчком для предложения такой инициативы в России. В ОАЭ есть не просто женские вагоны, там в целом поезд разделен на три части: "золотой", для женщин и детей, а также стандартный. Для мужчин, попавших не в свой вагон, предусмотрен штраф в 100 дирхам. Если в Эмиратах, мусульманской стране, подобная идея не вызывает вопросов, то Япония, казалось бы, равноправное демократическое государство, почему же там существует такое разделение?

Женские вагоны там ввели после многочисленных жалоб японок о домогательствах в час пик. Поэтому последний вагон в поезде выделяется для представительниц прекрасного пола. У входа обязан стоять контролер, который пропускает, помимо дам, лишь детей и инвалидов. В Японии есть и женские такси, где водители также женского пола. Все это сделано для японок, которые боятся поздно возвращаться с работы домой.

Но где-где, а в Индии точно следовало бы подумать о подобных проектах. Нью-Дели, официальная столица государства и неофициальная столица изнасилований. Заявления о таких преступлениях в стране поступают каждые 20 минут.

Какими должны быть женские вагоны на самом деле, ответила правозащитник Гордон
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Автор: