Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона

Камчатка — край далекий и безумно красивый, но жить там очень непросто. Ахиллесовой пятой региона является почти не развитая социальная сфера. Молодым не хватает развлечений, семьям — детсадов и площадок, а пожилым — медицинского обслуживания и мест для спокойного отдыха. Одним из больных мест региона стала недостроенная краевая больница, о которой стало известно по всей стране после приезда премьер-министра РФ Михаила Мишустина. И это не единственная боль жителей и черное пятно на репутации местных чиновников.

По всему региону, особенно в поселках и деревнях, прошла оптимизация, в результате которой были ликвидированы сельские больницы. Вместо них оставили фельдшерско-акушерские пункты, но без полного состава медицинских специалистов. Поэтому часто больных с отдаленных мест доставляют в городские больницы Петропавловска-Камчатского, где им могут оказать необходимую медпомощь.

К списку трудностей, с которыми сталкиваются люди на Камчатке, можно также отнести высокие цены на товары и энергоресурсы, а также жилищное советское наследие. Все это становится стимулами миграции местного населения в другие регионы.

В течение этого лета на сайте iReactor выходит серия материалов, посвященных реалиям далекого края на основе личного опыта журналиста, побывавшего на Камчатке, и интервью с местным жителем, гидом по красотам региона Сергеем Дмитриевым. Чтобы рассмотреть вопросы с разных сторон и разобраться в ситуации полноценно, iReactor также пообщался с властями. Мы направили запросы в несколько пресс-служб: местных региональных и федеральных властей.

В приемной члена Совфеда РФ от Камчатского края Валерия Пономарева нам ответили, что наши вопросы о жизни на Камчатке являются актуальными и важными для этого региона, однако комментировать их сенатор не будет. Объяснялось это тем, что они "находятся за рамками компетенции В.А. Пономарева и в ведении региональных исполнительных органов власти". В связи с этим нам порекомендовали обратиться за комментарием в Правительство Камчатки.

iReactor направил запрос в пресс-службу губернатора и Правительства Камчатского края. Ответы на волнующие жителей региона вопросы дал заместитель Председателя Правительства Камчатского края Сергей Миронов.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Global Look Press / Alexandr Litsis/Russian Look

Кусающиеся цены на Камчатке

Даже жители Москвы и Петербурга, где средние зарплаты довольно высокие по стране, согласятся с тем, что жизнь на Дальнем Востоке дорогая. Это касается не только покупки оборудования, каких-то материалов, но даже продуктов, бытовых вещей и одежды. Почти все, что можно увидеть на Камчатке — привозное: с континента или и вовсе из-за рубежа. Поэтому любой товар или услуга умножаются по завышенному коэффициенту на стоимость транспортировки.

Еще одна болевая точка края — энергоресурсы, необходимые в современном мире для развития любого региона. Программа по переводу Камчатки на нетрадиционные возобновляемые источники энергии и местные виды топлива сейчас все еще стоит на паузе. Из хорошего в области энергоресурсов можно только назвать небольшое Нижне-Квакчикское месторождение газа и геотермальную Мутновскую электростанцию, но конечно, они не могут обеспечивать все нужды региона. А газ Газпрома, как и завозное топливо — удовольствие не дешевое из-за транспортировки на другой конец огромного континента.

Так получаются и большие цены на бензин, а ведь в регионе с таким непростым ландшафтом автомобиль — не прихоть, а необходимое средство для жизни. В большинстве своем у жителей японские или китайские джипы и кроссоверы, которые потребляют много топлива, а другие модели машин тут просто не подойдут, особенно в условиях снежных камчатских зим. Многие добираются на работу в Петропавловск-Камчатский из деревень и поселков рядом с городом, и в итоге за месяц у них выходит не малая сумма расходов прежде всего на бензин.

Неудивительно, что в таких условиях жизни и цены на жилищно-коммунальное хозяйство одни из самых больших по стране. В среднем расходы семьи на Камчатке на оплату ЖКХ в месяц составляют около девяти тысяч.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Global Look Press / Alexandr Litsis/Russian Look

Тот факт, что на Камчатке почти все привозное, рождает еще одну проблему — невозможность самообеспечения полуострова. В этой сфере деятельности помогать должно государство, поскольку бизнес брать на себя это не станет из-за низкого внутреннего спроса.

Также стоит отметить, что в регионе практически нет своего внутреннего производства. Поэтому, например, в сохранившихся на Камчатке еще со времен СССР столовых-"узбечках" можно пообедать за 500 рублей, но при этом в основном все будет на полуфабрикатах. Конечно, там есть и рестораны с более натуральными и свежими продуктами, но и стоимость за блюдо там вырастает в геометрической прогрессии, ведь большинство продуктов будут привозными. Загвоздка заключается в том, что местное хозяйство на Камчатке почти не развито. Некоторые частники ставят себе теплицы и кормятся за счет выращенного, но это скорее единицы, чем большинство.

Как можно изменить ситуацию с ценами? Может быть, благодаря каким-то инфраструктурным решениям жители Камчатки смогут приобретать товары по более низкой стоимости? Например, возможно ли строительство новой трассы с полуострова на материк? Различные варианты оценил для iReactor Сергей:

Трасса на материк, конечно, улучшила бы положение однозначно. С инженерной точки зрения постройка дороги на материк, наверно, теоретически возможна, но практически об этом лучше даже не говорить. Я с трудом представляю, как она будет окупаться, что на Камчатке нужно устроить, найти и в каком направлении край нужно развивать, чтобы эту дорогу загрузить. Поэтому с дорогой на материк ничего не получится. В обозримом будущем о таком можно даже не мечтать.

По его мнению, нужно что-то менять в ситуации с принадлежностью двух главных перевалочных пунктов региона: морского порта и аэропорта. В данный момент они находятся в частной собственности, что и обуславливает высокую стоимость продуктов, которые привозятся с материка.

Нужно все-таки опираться на то, что есть, а именно пароходы и самолеты. Все упирается в то, что даже виды транспорта — морской и авиатранспорт — сами по себе дорогие. У нас конечные перевалочные точки, то есть главный морской порт Петропавловска-Камчатского, сейчас правда, слава богу, второй терминал еще появился, и аэропорт Камчатки — от них зависит функционирование края, а они находятся в частных руках. Это не то, что не федеральная, это не краевая, не муниципальная собственность. Это натуральное ООО (общество с ограниченной ответственностью).

И соответственно чудовищная стоимость наших привозных товаров складывается из-за того, что какой-то сухогруз пришел к причалу, и чтобы ему разгрузится, эти контейнеры принять и разгрузить, на это приходится огромная часть той цены на товары, которая есть в регионе. Абсолютно однозначно, — подчеркнул Сергей.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Global Look Press / Bilal Jawich/XinHua

В свою очередь в краевом правительстве Камчатки рассказали iReactor, что по законам России те, кто занимаются торговлей, имеют право сами устанавливать цены на свои товары, поэтому государство не может диктовать им в этом вопросе. Высокий ценник на продукты и вещи формируется из расходов на производство и доставку. Удаленность Камчатки от главных поставщиков и производителей увеличивает траты в несколько раз в сравнении с другими регионами.

Как уточнили в Правительстве Камчатки, предпринимается ряд действий, чтобы как-то стабилизировать цены. Например, есть предельные уровни торговых надбавок на ряд товаров, фиксирование стоимости на некоторую продукцию и развитие сети магазинов-дискаунтеров (то есть магазинов, где товар продается с учетом скидки). В пресс-службе рассказали:

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары, учитывая сложившиеся спрос и предложение, качество и потребительские свойства товаров, исходя из свободной отпускной стоимости поставщика и торговой надбавки, содержащей издержки торговых предприятий.

В связи с отдаленностью полуострова от мест расположения основных районов-производителей и поставщиков, а также высокой стоимостью транспортных услуг, затраты предпринимателей на доставку товаров на территорию края являются наиболее значимым фактором в ценообразовании.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
pixabay.com /

Камчатский край не имеет сухопутного сообщения с территорией Российской Федерации, и транспортировка грузов в больших объемах с материковой части России возможна только морским транспортом. Вопросы ценовой ситуации на продовольственном рынке региона находятся под постоянным контролем, в этой связи Правительством Камчатского края принимается ряд мер, предусматривающих осуществление стабилизации цен:

— установление предельных уровней торговых надбавок на хлебобулочную продукцию и молоко производства местных товаропроизводителей в размерах 10,0% и 15,0% соответственно;

— фиксирование цен на масло подсолнечное и сахар-песок с учетом повышающего коэффициента для Камчатского края. В городе Петропавловске-Камчатском максимальная цена на сахар песок установлена 67 рублей за кг, на масло подсолнечное рафинированное 143 рубля за литр;

— развитие многоформатной торговли, в том числе ярмарочных площадок и сети магазинов местных товаропроизводителей, где реализация товаров осуществляется с минимальной торговой наценкой;

— развитие сети дискаунтеров, ориентированных на реализацию продовольственных и промышленных товаров в сегменте эконом предложений.

В настоящее время на территории края в указанном формате работают магазины двух торговых сетей: "Семейная корзинка" и "Светофор";

— реализация проекта "Камчатская рыба", в рамках которого продажа рыбы и рыбной продукции торговыми объектами осуществляется с минимальной торговой наценкой. Участниками проекта являются: АО "Океанрыбфлот", РК им. В.И. Ленина, ООО "Лойд-Фиш", ООО Артель "Народы Севера", ООО "Камчаттралфлот", ООО "ПК РКЗ".

Следует отметить, что цены на рыбную продукцию участников проекта в среднем на 20% ниже оптовых цен этих предприятий.

Также представители местной власти отметили, что для помощи жителям удаленных районов они поддерживают тех, кто производит и поставляет продукцию в труднодоступные места региона:

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения населения отдаленных районов социально значимыми продовольственными товарами Правительством региона прорабатывается вопрос оказания поддержки предприятиям, осуществляющим ввоз данной группы товаров в труднодоступные местности в Камчатском крае.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Global Look Press / Alexandr Litsis/Russian Look

Заброшенные дома и советское наследие

Жилищный вопрос Камчатки состоит из двух моментов: "заброшки" и советское наследие. После развала СССР во многих городах России стали появляться как грибы заброшенные здания. Чаще всего это были заводские помещения, надобность в которых отпала. Другие здания бросили из-за устаревания постройки, возведенной еще при социализме и коммунизме. Заниматься реновацией "заброшек" мало кто хочет, а снос не всегда безопасен или по средствам. А еще есть недостроенные здания: когда застройщик обанкротился, а что-то было начато, но найти того, кто закончит, так и не удалось.

В итоге по всей России можно наблюдать множество забытых и заброшенных, и Камчатка в этом плане не исключение. По региону стоят пустующие здания, которые бесполезно занимают территорию. Хотя, с другой стороны, стротельство новых зданий там довольно редко втречается и часто затягивается надолго. Застройщики же должны еще учитывать расчет на сейсмоустойчивость. В результате и цена на такое жилье немалая и не каждый может позволить себе приобрести квартиру в новостройке. Так что, сложно утверждать, что на месте "заброшек" мгновенно стали бы появляться новые постройки.

Как считает собеседник издания, в Камчатском крае ситуация с "заброшками" не лучше и не хуже, если сравнивать с другими регионами. Иногда у них даже проводят перестройку старого во что-то новое и полезное.

Я думаю, что мы тут от всей страны сильно не отличаемся ни в лучшую, ни в худшую сторону. «Заброшка» у нас есть, ее было много, но сейчас у нас не сказать, что ее много. Отчасти она естественным путем развалилась, отчасти ее разобрали, отчасти у нас даже кое-что умудрились перестроить. Последний торговый центр "Фамилион", который недавно был отгрохан, он построен на основе бетонного здания, которое на семи ветрах в минимальной консервации простояло пару десятков лет. Честно говоря, я думал, что его проще разобрать, но нет. Получилось так, как получилось, — сообщил Сергей.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Global Look Press / Alexandr Litsis/Russian Look

Местный житель отметил, что много построек в регионе осталось после военных, ведь в Камчатском крае издавна базируется Тихоокеанский флот ВМФ России. Однако в целом ситуацию с заброшенными зданиями житель описал такой фразой: "Если что-то где-то случается, тогда мы начинаем реагировать и то, как правило, хватает не надолго".

В принципе самый большой недостаток "заброшки" — она портит внешний вид и впечатления от посещения какого-то города. Пустые каркасы зданий, обветшалые постройки — чаще это уродует, чем красит населенный пункт.

Но есть еще один минус забытых построек, которые ждут своего естественного конца, — в них любят забираться дети и лазать внутри. Их мотив — искреннее любопытство, однако если здание в аварийном состоянии, то, например, пол может провалиться, и тогда дети пострадают. Поэтому важно огораживать подобные постройки, защищать их от проникновения детей и по возможности как можно скорее решать их судьбу.

В Правительстве Камчатского края рассказали, что власти стараются не допускать проникновения людей в постройки, недостроенные или находящиеся в аварийном состоянии. Там подчеркнули, что потенциально опасные здания охраняются сотрудниками полиции, проводятся работы по ремонту, реконструкции или демонтажу таких строений.

В соответствии с распоряжением Губернатора Камчатского края от 17.06.2020 №585-Р, в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику чрезвычайных происшествий, ограничения доступа граждан к объектам незавершенного строительства, заброшенным и бесхозным объектам на территории Петропавловска-Камчатского городского округа осуществляются работы по исключению возможности доступа граждан, в том числе несовершеннолетних, к объектам незавершенного строительства, заброшенным и бесхозяйным объектам, объектам жилищно-коммунального хозяйства, строительным площадкам и иным потенциально опасным объектам на территории муниципальных образований.

Приняты необходимые меры к установлению собственников и регистрации заброшенных и бесхозяйных объектов, их сносу, демонтажу либо обеспечению охраны объектов по исключению возможности доступа к ним посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних. УМВД России по Камчатскому краю рекомендовано патрулирование подразделениями полиции потенциально опасных объектов в целях проверки пребывания на их территориях посторонних лиц и принятия своевременных мер по предотвращению правонарушений и несчастных случаев.

Контрольным управлением администрации Петропавловска-Камчатского городского округа сформирован реестр бесхозных и потенциально опасных объектов, с собственниками которых проводятся мероприятия по приведению в надлежащее состояние, либо принятием бесхозяйных в муниципальную собственность для последующей реконструкции либо демонтажа, — сообщили в краевом правительстве.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Невские Новости / Наталья Полякова

Также в пресс-службе уточнили, что в регионе проводится работа по расселению аварийного жилья. Также были перечислены здания, в которых должен быть проведен капитальный ремонт:

Также заключены муниципальные контракты с Управлением экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, на охрану объектов недвижимого имущества, находящихся в аварийном состоянии, расселенных многоквартирных домов и объектов, подлежащих сносу.

По состоянию на 24.05.2021 в оперативном управлении Муниципального казенного предприятия "Управление капитального строительства и ремонта" находятся следующие объекты, охрана которых осуществляется в рамках заключенных Муниципальных контрактов:

1. МАУК "Городской дом культуры СРВ";

2. Объект культурного наследия "Дом №13 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском";

3. Объект культурного наследия "Дом № 4 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском";

4. Центральный тепловой пункт мощностью 30 Гкал/час и тепловые сети 1 контура от котельной 1 до ЦТП в квартале 110;

5. Канализационная насосная станция №15 в г. Петропавловске–Камчатском. Также в настоящее время Учреждением проводятся работы по сносу зданий (строений), расположенных по адресам: ул. Фрунзе, 12а; ул. Фрунзе, 16а; ул. Фрунзе, 20а; ул. Кутузова, 16а; ул. Шевченко, 21; ул. Северная, 10; ул. Кулешова, 38; переулок Заозерный, 12; ул. Вилюйская, 9.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
theatlantic.com /

Вертолеты летают, а люди (почти) нет

В местах, где очень витиеватый и бугристый ландшафт, особенно если часть его составляют вулканы, ездить на четырехколесном транспорте становится порой затруднительно. Прошлый материал iReactor о жизни на Камчатке как раз был посвящен дорогам в регионе. Там в частности отмечалось, что некоторые территории удалены или вовсе оторваны от центра края, поэтому туда можно добраться только связкой самолет/ вертолет — автомобиль.

На Камчатке оперативность в вопросах передвижения очень важна, поэтому особенно здесь ценится воздушный транспорт. Частично из-за того, что это одно из любимых мест альпинистов. Даже среди профессионалов своего дела иногда тоже бывают трагедии в горах. Кроме того, часто покорять вершины отправляются не совсем готовые и обученные туристы, предполагая, что "не так страшен черт, как его малюют". Также вертолетный туризм мог бы стать неплохой статьей дохода для региона: кто откажется посмотреть на красоты Камчатки с высоты птичьего полета?

Однако в последнем пункте возникает пока что непреодолимое препятствие — высокая стоимость услуги. Если посмотреть на сайты турфирм и организаторов полетов на вертолетах, то ценник на такой тур в среднем будет в районе 30 тысяч рублей с человека. Конечно, сумма зависит от места назначения, длительности полета и количества людей в группе. Например, в известную Долину гейзеров полет в сумме продлится 5 часов, включая остановки в разных точках. За такую поездку турист не с Камчатки (в случае если соберется группа как минимум 3-4 человека) заплатит около 45 тысяч рублей (для местных есть скидки, но не сильно облегчающие ситуацию, — тур обойдется в 39 тысяч рублей).

Если же вы берете тур на вертолете к вулканам Горелый и Мутновский, то весь полет с остановками займет примерно два часа и обойдется в 25 тысяч рублей с человека при условии, что собралась группа из 3-4 участников. Конечно, всегда находятся туристы, которые готовы заплатить. Но ведь доход компаний мог бы быть и больше, если бы больше путешественников могли себе позволить полет на вертолете.

Даже для жителей российской столицы подобные цены весьма значительны. Для сравнения билет на самолет из Москвы в Петропавловск-Камчатский туда и обратно стоит от 30 до 40 тысяч рублей в зависимости от сезона, а при желании можно найти со скидкой и за 25 тысяч рублей.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
pixabay.com / StockSnap

Сергей рассказал iReactor, как в Камчатском крае обстоит дело с вертолетным парком. Неофициальным монополистом в регионе является компания "Витязь-Аэро". У них подавляющий парк вертолетов и долгосрочные договоры с большинством организаций там.

"Витязи", как их называют на Камчатке, не единственные. У нас есть еще две, одна из них даже материковая компания, правда, у них всего парочка вертолетов на Камчатке. Но в целом да, подавляющий абсолютно парк вертолетов — это "Витязи". Когда ты один, несмотря на то, что у них долгосрочные договоры, на них вся авиация держится, когда ты один, это в определенной степени накладывает отпечаток и расслабляет. Так или иначе это влияет на все, при всем моем в целом положительном отношении к "Витязям", — объяснил Сергей.

Он отметил, что в ситуациях, когда не было предусмотрено сотрудничество и какие-то договоренности до того, как произошло ЧП, прежде всего, всплывает вопрос "кто будет платить?". Конечно, это все усложняет, и в частности от этого зависит и ценник на услуги. Тем не менее, добавил Сергей, работающий гидом с туристами, "Витязи" по возможности идут навстречу в очень сложных ситуациях.

Так или иначе, мы внутри капитализма живем. Поэтому соответственно, когда речь заходит о взаимодействии с оперативными службами, если нет каких-то нормальных четких соглашений, договоренностей, которые заключены до того, как случилось ЧС, то соответственно любое принятие какого-то важного решения будет осложняться в первую очередь денежным вопросом. Кто будет платить, в конце концов?

Хотя, должен сказать, что те же "Витязи" при наличии долгого сотрудничества, при наличии каких-то нормальных рекомендательных писем и так далее, по возможности, конечно, идут навстречу. То есть, например, в туристической конторе, где я работаю, возникали ситуации, и договариваться с ними было можно. Они вполне договорные. Но когда ты не только главный, но и практически единственный, то, конечно, это несет отпечаток, — подвел итог Сергей.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Prt Scr youtube.com / DANYARATSKO

Ситуацию с вертолетным сообщением на Камчатке оценили и в региональном правительстве. В пресс-службе отметили, что на Камчатке пассажирскими и грузовыми перевозками занимаются в основном две компании: "Камчатское авиационное предприятие" и "Витязь-Аэро". Первая отвечает за легкомоторную авиацию, а вторая за вертолетный парк. Всего у них 45 воздушных судов, но достаточно ли такого числа для этого дальневосточного региона?

В Камчатском крае перевозку пассажиров и грузов авиационным транспортом осуществляют два предприятия. Общая численность авиапарка предприятий составляет 45 единиц ВС различных типов: АО "Камчатское авиационное предприятие", которое эксплуатирует следующие типы воздушных судов: Ан-26 – 5 ед, Як-40 – 3 ед, Л-410 - 5 ед, Ан-28 – 1 ед, Ми-8 (различных модификаций) – 8 ед. Итого: 22 ед. ВС.

И ООО АК "Витязь-Аэро". Парк воздушных судов данного предприятия составляет 23 вертолета различных модификаций. В части организации авиаперевозок в пределах Камчатского края, Правительством Камчатского края утверждено Постановление от 08.02.2010 № 67-П "Об установлении (максимальных) и сниженных тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Камчатского края", которым для жителей Камчатского края определены сниженные тарифы на приобретение авиабилетов, — рассказали в пресс-службе.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
Prt Scr youtube.com / DANYARATSKO

Как сообщили представители регионального правительства, имеющийся парк воздушных судов на Камчатке полностью удовлетворяет услуги по поисково-спасательным операциям и разным ЧС:

Бюджет Камчатского края является высокодотационным и имеет низкую обеспеченность. Несмотря на это, Правительство Камчатского края ежегодно на субсидирование авиаперевозок в межмуниципальном сообщении выделяет более 1,0 млрд. рублей. Дополнительно сообщаем, что существующий парк ВС позволяет оказывать услуги по поисково-спасательным операциям, а также по заявкам центра медицины катастроф в полном объеме. В местах базирования ВС авиакомпаний в постоянном дежурстве по ПСО находятся несколько ВС.

Камчатка — край далекий: честный взгляд жителя на проблемы региона
wikipedia.org / kuhnmi / CC BY 2.0

Камчатка — уникальное место, сочетающее в себе неповторимую флору и фауну и суровые условия для жизни. Туристы, приезжающие из центральной России, пару дней привыкают не только к иному часовому поясу, но и к новому окружению. В том числе и к другим ценам и городским пейзажам. Некоторые проблемы в регионе просто не могут не остаться незамеченными, поскольку они связаны с самыми бытовыми и первостепенными вещами.

Изучив мнение местного жителя и ответы региональных властей на вопросы о жизни на Камчатке, есть ощущение, что перемены дойдут и до этого прекрасного края России. Но как быстро это произойдет, никто гарантировать не может, остается ждать и наблюдать.

Автор: