Россиянам раскрыли секреты продуктивной подготовки уроков с детьми

Период летних каникул официально закончен — 1 сентября подростки отправились по школам. В этом году, в отличие от 2020, торжественные линейки провелись очно. Однако непростая эпидемиологическая обстановка все-таки наложила свой отпечаток на процесс обучения.

Учитель и психолог рассказали секреты продуктивной подготовки домашнего задания с детьми
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, что уроки будут проходит непосредственно в классах, но от онлайн формата полностью отказываться общеобразовательные учреждения не будут. Так, если ученик заболеет коронавирусом, то весь класс будет учиться из дома две недели.

Кроме того, вопрос с вакцинацией остается на усмотрение родителей. Администрация не имеет права не допускать до уроков непривитых от «ковида» подростков. А вот учителям повезло меньше — в некоторых регионах, как, например, в Ленинградской области, педагогов не допускают до работы в классах без сертификата о прививке.

Советы психолога 

Помимо вышеперечисленных нововведений на повестке дня у родителей остались и более традиционные вопросы, связанные с успеваемостью чад в школе. Как сохранить свою нервную систему, не покалечив психику ребенка, при подготовке домашней работы? На эти и другие вопросы в беседе с iReactor ответила психолог Наталья Искра. Она объяснила, что детям в вопросе подготовки заданий нужно давать дозированное количество свободы. Кроме того, стоит пересмотреть собственную политику поведения, не делая за ребенка уроки.

Учитель и психолог рассказали секреты продуктивной подготовки домашнего задания с детьми
pexels.com  / 

Для того, чтобы продуктивно заниматься с ребенком домашним заданием, важно выходить из родительской роли. Родитель все равно имеет роль, где функция – больше любить ребенка, нежели учить <…>. Когда ребенок, например, возле мамы садится делать домашнее задание, то получается, она находится в двух ролях одновременно. Она вроде бы должна любить ребенка, а с другой стороны у нее есть функция оценивания и контроля, которая ей в меньшей степени свойственна по материнской роли, — объяснила эксперт.

Самый простой путь научить ребенка самостоятельности – это помочь ему планировать процесс эффективной подготовки домашнего задания, отметила психолог. При этом свои собственные оценочные суждения нужно свести к минимуму, так как дети должны сами попытаться объяснить, успешно ли был выучен урок.

Здесь важно максимально давать ответственность ребенку, даже если это первый класс, нужно скорее помогать планировать ребенку делать домашнее задание, а не делать вместе с ребенком или вместо него. Как можно больше уйти в функцию обучения ребенка планированию, и дальше научить ребенка самому оценивать, исправляя какие-то ошибки, если они есть. То есть минимизировать прямое обучение, — уточнила специалист.

Учитель и психолог рассказали секреты продуктивной подготовки домашнего задания с детьми
pexels.com  / 

Психолог напомнила, что бывают дети, которые сами очень любят учиться. Подобные наклонности выявить можно еще в дошкольном возрасте. Но бывают ребята, которые не успели «наиграться». При этом родители должны их отдать в школу до 8 лет. В таком случае надо совместить игру и обучение.

Есть дети, которые не готовы к школе. К сожалению, наша система обучения единая. Ребенка до 8 лет должны обязательно отправить в школу, а он еще не готов к обучению. Здесь задача стоит, как ему дать «доиграть», чтобы он мог учиться. Потому что он учиться не может, не потому что не хочет, а он просто еще не готов, — отметила спикер.

Если ребенок не хочет делать домашнее задание первые два класса обучения, то его стоит отвести к психологу, который разберется с проблемой. Мотивация учиться, как правило, сильно падает ближе к средней школе.

Тут надо разбираться с психологом. Если ребенок не хочет делать уроки, то нужно узнать, в чем причина. Если ребенок готов к школе, то он будет делать домашнее задание. Первые два класса у него сохраняется мотивация учится, а проблемы начинаются потом, с третьего класса, когда мотивация падает, — подытожила Искра.

Секреты от учителя

Учитель, историк и кандидат психологических наук Александр Снегуров в интервью iReactor выразил солидарность с мнением Искры. Он добавил, что родители не должны настаивать на выполнении всех заданий. Последнее время в школах на дом дают на отработку темы, не несущие в себе большой смысловой нагрузки. Тем не менее, они очень энергозатратны.

Учитель и психолог рассказали секреты продуктивной подготовки домашнего задания с детьми
pixabay.com  / 

Нужно постараться минимизировать участие родителей в выполнении домашних заданий. Не то, чтобы родители не помогали детям… речь идет об упрощении учебной программы, которая стала сложной уже для учащихся начальной школы, — отметил спикер.

Если вдруг ребенок по какой-то причине не успевает справиться со всей домашней работой, не стоит насильно заставлять его, добавил Снегуров. Учитель предложил отдать предпочтение более сложным предметам и не жертвовать своим сном ради рисунков и подделок.

Родители помогают, потому что ребенок, зачастую, до полуночи не может выполнить домашнее задание, потому что очень много предметов <…>. Нужно выполнять те задание, которые несут в себе наиболее содержательную нагрузку, — рассказал специалист.

С ребенком нужно постараться выработать определенный алгоритм действий, которого стоит придерживаться при выполнении всего процесса обучения. Такая систематизация необходима для того, чтобы в будущем ученик самостоятельно делал уроки.

Учитель и психолог рассказали секреты продуктивной подготовки домашнего задания с детьми
Невские Новости  /  Анастасия Барашкова

Надо постараться дать какую-то модель выполнения задания, и ребенка пустить по налаженным рельсам. Выполнение каждого задания принесет все-таки вред. Родители должны участвовать в выполнении, но не от и до. Должны пояснять, что сложного в задании, разъясняют, как делать, а дальше ребенок должен постараться сам выполнить, — поделился опытом педагог.

С учениками младших классов еще можно посидеть и поделать уроки, обучая их аккуратному письму или развивая навыки чтения вслух. Но позднее нужно обеспечить ребенка доступными источниками информации, чтобы он самостоятельно искал в них ответы. Важнейшая составляющая — проверка домашнего задания. Не нужно просто просматривать написанное, так как ребенок должен рассказать, что он понял, подчеркнул Снегуров.

Где-то в начальной школе надо посидеть и посмотреть, как ребенок выводит буквы, а в дальнейшем ребенку нужно дать какой-то источник, где ребенок должен посмотреть сам. На каком-то этапе помочь с противоречивым или проблемным заданием. На проверке роль родителя значительна <…>. В основе проверки должна быть устная речь ребенка. Ему нужно дать площадку, где он может не прерываясь выступить. У нас редко теперь звучит устная речь ребенка, даже на уроках, — объяснил учитель.

Снегуров пояснил, что родители не должны выполнять домашнее задание за ребенка. В лучшем случае, подобное можно сделать пару раз – не больше. Дети должны сами вести записи и читать, иначе процесс обучения полностью ляжет на плечи родителей.

Автор: