Венеция-2021: чего ждать от фестиваля, и какие шансы на победу у российского кино

Сегодня отрывается один из самых старейших и главных кинофестивалей мира — Венецианский. Местом действия традиционно станет остров Лидо. Это уже 78-й по счету Венецианский фестиваль, который в этом году ожидали с особенным нетерпением и радостью: после затяжного года тишины из-за коронавируса мероприятия такого масштаба воспринимаются как личный праздник.

Совсем недавно отшумел впечатливший своими фильмами Каннский фестиваль, победителем которого стала француженка Джулия Дюкорно. Для многих кинокритиков она была «темной лошадкой» на фоне таких мастодонтов кино как Уэс Андерсон или Пол Верховен (скандальный режиссер вернулся с не менее скандальным проектом «Непорочная дева»). Однако боди-хоррор «Титан» Джулии не просто поразил, а встряхнул жюри фестиваля во главе со Спайком Ли. Возможно, именно шок и эксцентризм киноленты стали одной из причин ее победы. Неудивительно, что сейчас все гадают: чего ждать от Венецианского?

В этом году Венеция-2021 пестрит яркими и долгожданными работами. Все замерли в предвкушении, что скажут критики после премьеры «Дюны» канадца Дени Вильнева. Какая будет реакция на новое творение Ридли Скотта «Последняя дуэль»? Каким получилось очередное продолжение хоррор-франшизы «Хэллоуин убивает» Джона Карпентера (маэстро вернулся к своему проекту после многих лет других режиссерских версий истории Майкла Майерса)?


И это лишь самая растиражированная и известная верхушка айсберга Венецианского фестиваля, жюри которого возглавил известный корейский оскароносный режиссер Пон Чжун Хо. И только через полторы недели, 11 сентября, станет известно, кто же унесет с собой заветного «Льва». Редакция iReactor обсудила ожидания от Венеции-2021 с кинокритиком Дмитрием Барченковым.

Как считает критик, участие массового кино в фестивале — это нормальное явление для Венецианского. Подобное практикуется уже несколько лет. Кроме того, Дмитрий отметил, что кино сейчас становится все более авторским, а не штампованым, поэтому нет ничего удивительного, что «Дюна» или «Хэллоуин убивает» будут показаны в Лидо.

Абсолютная норма. Начнем с того, что фильм «Дюна» снял замечательный режиссер Дени Вильнев, фильмы которого зачастую были показаны именно на Венецианском кинофестивале. Так было и с одним из его предыдущих фильмов «Прибытие», если не ошибаюсь. Если мы говорим про «Последнюю дуэль», то это Ридли Скотт, совершенно уважаемый человек в фестивальном сообществе, легенда голливудского кино.

По поводу Хэллоуина, это тоже абсолютно авторское произведение, несмотря на то, что его снимает Карпентер, создатель собственно франшизы, но сейчас жанр [хоррор. — Прим.ред.] поднимается на какие-то новые ступени. Примеры Джордана Пила, Роберта Эггерса, Ари Астера. Они доказывают, что и сегодня жанровое кино перестало быть жанровым, становится авторским и достойно включения в программы, — рассказал собеседник.


Фильмы актеров и большие ожидания

Каждый год все больше актеров пробуют себя в режиссерском кресле. Например, не всегда везучий в роли актера Бен Аффлек отлично проявил себя как режиссер картин «Прощай, детка, прощай» или «Операция “Арго”». Несмотря на то, что работы Джеймса Франко, скорее, можно назвать очень авторским кино, его талант постановщика неоспорим. Про ветерана Голливуда Клинта Иствуда и напоминать не надо: он и режиссер, и актер, и продюсер.

Среди женщин-актрис, показавших себя в режиссуре, можно назвать Анджелину Джоли. Известный борец за права беженцев и посол доброй воли ООН любит ставить драмы на основе реальных событий, например, «Несломленный» или «Сначала они убили моего отца». В противоположность этому Элизабет Бэнкс, заработавшая себе статус комедийной актрисы, пока придерживается своего курса: комедии «Ангелы Чарли» (2019) и «Идеальный голос 2» вышли бодрыми и яркими.

На Венеции-2021 режиссерский дебют состоится у актрисы Мэгги Джилленхол (сестры не менее известного актера Джейка Джилленхола) с фильмом «Потерянная дочь» (с Оливией Колман и Эдом Харрисом). По мнению Дмитрия Барченкова, фильмы, снятые актерами, это всегда очень интересные проекты. Возможно, они не будут блистать режиссерскими приемами, но зато это более собранные картины.

Всегда любопытно, когда актрисы и актеры снимают кино, потому что они понимают, как работать с актерами. И часто эти работы получаются не столько режиссерки крутыми, сколько в целом собранными. В частности, например, на Сандэнсе в начале года был показан фильм Passing Ребекки Холл, где есть две замечательные актерские работы Тессы Томпсон и Рут Негга. И это действительно работы, достойные «Оскара». И я думаю, когда фильм выйдет, а он выйдет к концу года на Netflix, он еще пошумит на «Оскаре» именно в актерских номинациях, — рассказал кинокритик.

Венеция-2021: чего ждать от фестиваля, и какие шансы на победу у российского кино
Global Look Press  /  Stefanie Rex / dpa

На Венецианском в этом году большие ожидания также связаны с премьерой картины оскароносного Паоло Соррентино «Рука бога». Спродюсировал фильм стриминг-сервис Netflix, а главную роль исполнил итальянец Тони Сервилло. Сюжет фильма посвящен Диего Марадоне и его знаменитому футбольному голу во время матча с Англией на чемпионате мира в 1986 году.

Дмитрий считает, что этот фильм будет сильным и ярким. Критик напомнил, что «Рука бога» была готова еще и к Каннам-2021, но французский фестиваль не любит ленты, выпущенные на стримингах.

Любопытно то, что этот фильм был готов еще к Каннскому фестивалю, но Канны не включили в программу фильмы, которые так или иначе связаны со стриминг-сервисами [фильм выйдет на Netflix 15 декабря. — Прим. ред.], или неохотно их берут. И даже в таком случае, как с режиссером Соррентино. И он отдает картину по сути на свою родину, в Италию, на Венецианский кинофестиваль.

Я думаю, это будет громкая история, хотя бы еще потому, что там биографический материал, и интересно как его подал Соррентино. И плюс там играет опять же Тони Сервилло, звезда всех фильмов Соррентино. То есть это такой понятный соррентиновский набор. И я думаю, плохо там ничего не будет точно, но прыгнут ли там выше головы — пока не понятно, — уточнил собеседник.


С уверенностью говорить о победе Соррентино на фестивале Дмитрий не стал. Он вспомнил про успех «Джокера» Тодда Филлипса и победу «Титана» на недавних Каннах. По его словам, фестивали — это, прежде всего, жюри и их мнение. Поэтому загадывать и делать ставки на чью-то победу очень сложно: все может обернуться непредсказуемым образом.

Вообще непонятно [может ли попасть в пятерку лидеров. — Прим. ред.], там лайнап довольно сильный, решения жюри всегда непредсказуемы. Вот вы говорите про массовое кино, и вот в позапрошлом году победил «Джокер» Тодда Филлипса, и это тоже было супер неожиданное революционное решение.

В Каннах в этом году победил «Титан», своего рода фильм ужасов, снятый молодой режиссеркой, хотя в программе был Уэс Андерсон и еще ряд известных режиссеров. Но победила Дюкарно. А здесь абсолютно такая же история может произойти. При наличии Соррентино в конкурсе может победить какая-то «темная лошадка», а может и другой классик. Это очень сложно предугадывать. Все зависит от решения конкретных людей. В Каннах был Спайк Ли в жюри, человек не самый предсказуемый. Здесь будет, я думаю, не так революционно, но вдруг, — поделился мнением собеседник.

Русские картины на Венеции-2021

На Венецианском фестивале в этом году будут показаны несколько российских фильмов. В основном конкурсе будет представлена такая картина как «Капитан Волконогов бежал» от Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. А в новой программе «Горизонты Экстра» — отечественная драма Владимира Битокова «Мама, я дома» с Юрием Борисовым.

По мнению Дмитрия Барченкова, Меркулова и Чупов довольно не ровные режиссеры, поэтому о шансах на победу их нового фильма на Венеции-2021 говорить сложно:

«Капитан Волконогов бежал». Это режиссеры Меркулова и Чупов, они были в параллельной программе в Венеции (в 2018 году) с «Человеком, который удивил всех». И сейчас они попали в основной конкурс. Я не знаю, честно, они очень не ровные режиссеры. Может, все получится. Но раз уже взял фестиваль в основной конкурс, то я думаю, что там есть что-то любопытное.

Венеция-2021: чего ждать от фестиваля, и какие шансы на победу у российского кино
ТАСС  /  Прокофьев Вячеслав

Что касается драмы «Мама, я дома», то у этой картины больше шансов уехать из Венеции с призом, поскольку фильм отлично вписывается в фестивальный контекст, считает кинокритик. Кроме того, Битоков — выпускник той же мастерской Сокурова, что и Кира Коваленко, которая получила приз на Каннах-2021 за «Разжимая кулаки». Как и ее фильм, ленту «Мама, я дома» спродюсировал Александр Роднянский.

По поводу работы Битокова, она очень хорошо вписывается в фестивальный контекст. Лента «Разжимая кулаки» Киры Коваленко взяла награду в Каннах в параллельной программе. Из той же мастерской человек [мастерская Сокурова. — Прим. ред.], снимающий таким же образом, там у Битокова даже музыка похожа с той, что была в «Разжимая кулаки», — рассказал Дмитрий.

Венеция-2021: чего ждать от фестиваля, и какие шансы на победу у российского кино
Агентство городских новостей Москва  /  Андрей Никеричев

Участники основного конкурса Венецианского фестиваля в 2021 году:

  • «Параллельные миры», реж. Педро Альмодовар
  • «Мона Лиза и кровавая луга», реж. Ана Лили Амирпур
  • «Другой мир», реж. Стефан Бризе
  • «Событие», реж. Одри Диван
  • «Закат», реж. Мишель Франко
  • «Потерянная дочь», реж. Мэгги Джилленхол
  • «Спенсер», реж. Пабло Ларраина
  • «Фрики снаружи», реж. Габриэле Майнетти
  • «Капитан Волконогов бежал», реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов
  • «Собачья власть», реж. Джейн Кэмпион
  • «Латинская Америка», реж. Дамиано и Фабио Д’Инноченцо
  • «Официальный конкурс», реж. Гастон Дюпрэ и Мариано Кона
  • «Дыра», реж. Микеланджело Фраммартино
  • «Утраченные иллюзии», реж. Ксавье Джианноли
  • «Здесь я смеюсь», реж. Марио Мартоне
  • «На работе», реж. Эрик Матти
  • «Чтобы не было следов», реж. Ян Матушинский
  • «Холодный расчет», реж. Пол Шредер
  • «Рука Бога», реж. Паоло Соррентино
  • «Отражение», реж. Валентин Васянович
  • «Клетка», реж. Лоренцо Вигас
Автор: