Единственные условия для выживания украинской газотранспортной системы после запуска российского газопровода «Северный поток — 2» перечислил директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов специально для iReactor.

На Украине признают, что страна не может честно конкурировать с «Газпромом» на рынке транзита газа. Украинский эксперт по энергетике Валентин Землянский обратил внимание, что газотранспортная система (ГТС) Украины критически недофинансировалась последние пять лет.

Объем вложений в ремонт и модернизацию трубы составил 20% от нужного. Эксперт полагает, что Украина сможет только при помощи политических рычагов заставить мир использовать ее трубу для транзита газа из РФ в ЕС.

В честной конкуренции Киев не имеет возможности конкурировать с Москвой. По этой причине речь все чаще заходит о санкциях, ограничениях, компенсациях и прочих элементах борьбы за транзит.

Выживет ли украинская ГТС после запуска «СП-2», в беседе с iReactor рассказал директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов.

С одной стороны, Россия и «Газпром» не против использовать мощности Украины. Очевидно, если посмотреть на мощности ГТМ «Турецкий поток» и «Северный поток — 2», их суммарная мощность закрывает тот объем транзита, который фиксировался в 2019 году. При этом 2020 год был странным, а в 2019 году еще не функционировал «Турецкий поток», так что сравнивать эти промежутки логичнее всего. Объем транзита был большой. Цифры 55 млрд кубов газа в год для магистрали «Северный поток — 2» и 31,5 млрд кубометров «Турецкий поток» практически полностью закрывают украинский маршрут, — считает Симонов.

Эксперт по энергетике объяснил, на что может рассчитывать Украина. Судя по всему, только на рост кривой спроса.

Украина может рассчитывать на рост потребления газа Европой. Наша позиция в том, что мы не против транзита через Украину как через резервную мощность. Если будет дополнительный спрос, то мы будем загружать трубы. Проблема в том, что Киеву при определенных пределах выгоднее остановить транзит. Мы же понимаем, что они несут определенные издержки на ремонт трубы, компрессоров. Возникает вопрос, ниже какого уровня нерентабельно опускаться. Здесь и будет торг, — уверяет Симонов.

Специалист объяснил разность подсчетов Киева и Москвы. Пока до компромисса энергетикам государств очень далеко. В беседе с iReactor были перечислены условия выживания украинской ГТС после запуска «Северного потока — 2». Среди них выгода для русских энергетиков и их украинских коллег. Если точки соприкосновения будут найдены, то транзит через Киев выживет. В противном случае только политическое давление сможет помочь украинским трубам не покрыться мхом.

Украина настаивает, что ежегодный транзит должен быть 40 млрд кубов газа в год, но по нашим оценкам эта цифра разумна лишь до отметки 15 млрд кубов, и это не особо нужно Киеву. «Газпром» может давать 10-15 млрд кубометров в год, что ему также не особо то и нужно. В какие-то периоды нам нужно будет ставить на ремонт подводную магистраль, но эти запасы могут быть мизерны для Киева. Важно понимать, что это только после 2024 года, ведь у нас контракт на 40 млрд кубометров газа в год и мы его будем выполнять, — добавил Симонов.

Энергетик также рассказал, будут ли США и Европа оказывать помощь Киеву. Не исключено, что такая ситуация возможна, поскольку это в интересах Запада, считает эксперт.

США уже помогают Украине. Они будут помогать, ведь русский газ — это конкурент СПГ и будет сделано все, чтобы снизить его конкурентоспособность. Принуждение к транзиту это удорожание транзита. Они нерыночными способами снизят конкурентоспособность российского газа. Европе сложнее, ведь ей хотелось бы получить газ подешевле, но Украина эту стоимость накручивает. С другой стороны, есть политики, которые вынуждены исходить не из рыночных особенностей, а из политической ориентации на США. Так что будет интересно наблюдать за всем, — заключил Симонов.