«Петровы в гриппе»: о чем надо знать еще до просмотра кино

Картина «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова впервые была представлена на Каннском кинофестивале в июле 2021 года, где ее встретили положительно. Кинокритик Вадим Рутковский назвал фильм «крепким кинематографическим коктейлем из хоррора, новогоднего капустника, городской семейной драмы, пасмурной ностальгии и притчи о воскрешении». На большие экраны в России фильм выйдет 9 сентября. Корреспондент iReactor посмотрел фильм и рассказал, о чем надо знать еще до просмотра кино.

«Петровы в гриппе и вокруг него»

Первое, что нужно понимать, картина Серебренникова — это экранизация одноименной книги Алексея Сальникова. Конечно, настаивать на прочтении произведения никто не будет, основные линии понятны и без этого. Сюжет предельно ясен: накануне Нового года в постсоветском Екатеринбурге автослесарь Петров заболевает гриппом. Следом болезнь подхватывают жена и сын главного героя. Все они начинают видеть мир в искаженном под высокой температурой варианте. Если подойти к изображению с точки зрения литературы, можно заметить, как повествование состоит из фабулы (фактов) и внутреннего восприятия героев.

«Петровы в гриппе»: о чем надо знать еще до просмотра
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»  / 

Гриппозная галлюцинация

Несмотря на то, что действие происходит перед Новым годом, показаны различные вариации праздничных Елок в Екатеринбургском ТЮЗе, ощущения от просмотра отнюдь не радостные. Весь фильм показан на грани реальности и галлюцинаций. Отличить, какие события происходили на самом деле, а какие — лишь в воспаленной от жара голове персонажей, сложно. Кинолента пронизана элементами фантастики, хоррора и пасмурной действительности. Она будто слеплена из разных историй-фантазий, среди которых не всегда легко разобраться: что из этого случилось с героем.

Атмосфера болезни, предновогодней суеты конца 90-х и мрачных фантазий мастерски передана всеми возможностями операторской техники. Кстати, оператор Владислав Опельянц получил на Каннском фестивале премию Высшей технической комиссии. Виртуозные ходы, когда одним кадром показан переход на несколько дней вперед, происходит смена на черно-белое кино. Съемка передает всю лихорадку, кажется, что даже в зрительном зале становится слишком жарко.

Символизм и мифология

Чтобы не лишать зрителя удовольствия самим подумать над всевозможными символами, стоит лишь отметить наличие отсылок к греческой мифологии и библейским мотивам в сюжете. Освежите в памяти мифы об Аиде и Персефоне, Новый завет в Библии. Обратите внимание на имена и географические названия. Это облегчит понимание сюжетных поворотов в фильме.

«Петровы в гриппе»: о чем надо знать еще до просмотра
Кадр из фильма «Петровы в гриппе»  / 

Фильм задает множество вопросов, но прямых ответов на них не предоставляет. Более того, конец не помогает понять, чем же все закончилось. Главный вопрос — кто такой Игорь? Но если вы достаточно вдумчиво проникнитесь в мир Петровых, вам обязательно станет понятно.

Автор: