Профессор вуза и блогер объяснили, нужно ли высшее образование в современном мире

По исследованию компании HeadHunter в 2019 году, получив диплом, 41% россиян не работают по специальности. Причем уже в 2020 году было проведено аналогичное исследование сервисом «Работа.ру» и порталом «Рамблер», которое показало, что лишь 36% действительно довольны своим образованием и строят карьеру согласно ему. Участие в опросе приняли 4,2 тысячи человек. Из них 40% никогда не работали по специальности, а 24% оставили свое занятие в прошлом.

В России занятия на профориентацию проводятся с 6 класса. Однако это все равно не помогает выпускникам выбирать профессию мечты сразу после школы. А в последнее время появляется столько новых специальностей, на которые нет вузовских программ, что даже если какая-то условная девочка и поняла в 12 лет, что хочет стать моделью, она все равно идет учиться на экономиста, чтобы, получив корочку, воплощать свою мечту. Действительно ли эта ступень так нужна, можно ли обойтись без нее? Или высшее образование стало необходимостью, как школа?

Высшее образование: трата времени или развитие общества
pixabay.com  / 

Заведующий психофизиологической лабораторией МосГУ профессор Вячеслав Звоников убежден, что высшее образование необходимо. Однако он подчеркнул, что не обязательно «высшее» — это пять-шесть лет в университете. Иногда даже этого не хватает, чтобы начать работать. И по мнению профессора, высшее образование необходимо, чтобы быть квалифицированным сотрудником в любой компании.

В независимости от специальности, если понимать под высшим образованием высшую планку знаний по данной специальности, естественно, образование нужно. Пекарь, токарь, столяр, психолог, врач, новая специальность — не имеет значения. Высшее образование — планка, которая позволяет человеку трудиться по той или иной специальности. Тут вопросов возникать не должно, — объяснил Вячеслав Звоников.

Только для избранных?

По мнению профессора, доступность и важность высшего образования — путь эволюции. Эксперт привел в пример исторический опыт России, а именно времена, когда образование не считалось ценностью. Тогда и общество не было достаточно цивилизованным. 

Это в целом характеризует развитие общества, отношений между людьми, поколениями, вообще к образованию. Был период, когда в 90-х система, достаточно стройная, стала разрушаться, и говорили: «А нам образование не надо. Почему? Потому что мы можем зарабатывать деньги и без образования». Бизнес рассматривался как способ зарабатывания денег, а не достижение целей: экономических, политических, профессиональных. Поэтому прошло время, постепенно эта тенденция ушла. Стали говорить, что нужно образование, — рассказал Вячеслав Звоников.

Высшее образование: трата времени или развитие общества
pexels.com  /  Ekrulila

Блогер Антон Логвинов имеет противоположную точку зрения и считает, что благоговение перед высшим образованием уже давно ушло в прошлое, потому что сейчас его качество не такое высокое, как было раньше. Более того, с учетом новых технологий можно обучиться любой профессии с нуля самому, а работодателям важнее навыки кандидата на вакантное место в компании, нежели количество его дипломов.

И если в творческих специальностях такая практика проводилась давно, то сейчас и программисты с массивным портфолио и разносторонними навыками могут занять высокие должности без корочки. Если человек профессионал и за него держатся, он может диктовать свои правила.

Смотря про какую страну мы говорим. Российское образование вообще никому не нужно. Я не знаю никого, кто бы его спрашивал при приеме на работу. Лет 15 уже можно обойтись курсами. Я работал со школы, писал статьи. Все образование получил в журнале. Научился сам и другим профессиям: монтажу, съемкам и прочее. Не вижу никаких проблем в современном мире особенно, где открыл интернет, — всему научился гораздо быстрее и эффективнее, — высказал мнение блогер.

При этом даже на сложные технические специальности необязательно учиться шесть лет в университете. Антон Логвинов проиллюстрировал цитату Рэя Брэдбери: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно». Сам блогер тоже много читал, практиковался и нарабатывал опыт перед тем, как назвать себя истинным профессионалом. 

Высшее образование имеет смысл только как получение общепринятых знаний, и то никто не мешает прочитать все эти книги, погрузиться в то, что тебе интересно. Образование устарело и уже давно. Просто сейчас это стало очевидно, — сообщил собеседник iReactor.

Высшее образование: трата времени или развитие общества
pixabay.com  / 

Выгодно ли зарабатывать знаниями?

Возьмем к примеру бьюти-индустрию. Известно, что услуги красоты не требуют высшего образования. Достаточно пройти короткие курсы и практиковаться, нарабатывая клиентскую базу и скорость. Сколько же может заработать 18-летняя девочка без диплома по сравнению с выпускником технического вуза, который потратил на обучение шесть лет? Одна из самых недорогих бьюти-процедур — коррекция бровей. За нее мастер на дому берет около 500 рублей в 2021 году. В день можно принять около шести клиентов. Работая в пятидневку, специалист получит 66 тысяч в месяц. А какова же средняя зарплата инженера на заводе в России? В 2020 году она составила 47 115 рублей, как сообщает «Комсомольская правда».

Однако профессор Вячеслав Звоников убежден, что доходы — это далеко не главное в работе. Он разъяснил свою позицию на примере блогерства: человек должен стремиться к реализации, а не просто снимать эпатажные ролики ради денег. Кроме того, ученый отметил, что университет закладывает не только профессиональные качества в человека, но и личные, которые обязательно пригодятся в трудовой деятельности, даже если она не будет связана с выбранной специальностью.

Сейчас очень модно направление блогер. Раскручивается в прессе и соцсетях мнение, что делать ничего не надо, а только поэпатажнее делать передачи, и это дает возможность обогащения. Но вы понимаете, что это никакого отношения к развитию общества не имеет. Это имеет отношение только к формированию ложного представления о значимости тех или иных людей в жизни. Общество существует только лишь благодаря развитию производственных отношений, семейных отношений, то есть тех ценностей, которые его и создают. Конечно, меняются акценты, но тем не менее образование как таковое очень важный компонент для развития человека.  

Потом вступают житейские ситуации, меняется возраст человека, но основы всегда закладываются с помощью обучения. Образование — это не только совокупность знаний и навыков. Оно в большей степени касается процедуры становления молодых людей, воспитания человека, умения жить в определенном трудовом коллективе. Это тоже важная ступень, — подытожил эксперт.

Высшее образование: трата времени или развитие общества
Агентство городских новостей Москва  /  Кирилл Зыков

Вуз — наработка связей

Помимо знаний и личных качеств обучение в вузе может предоставить студенту большое количество связей. Общаясь с будущими специалистами в разных областях, человек заводит знакомства, которые могут пригодиться ему в будущем: как на профессиональном поприще, так и в личной жизни. Однако блогер Антон Логвинов уверен, что для этого необязательно поступать в университет.

Если идти не в вуз, а в какую-то «Британку» [филиал Британского Университета Хартфордшира. — Прим. ред.], профильную узкоспециализированную историю, то там как раз связи приобретаются гораздо быстрее. Нужные. Потому что ты общаешься с преподавателями, которые реально что-то делают.

Вообще отвратительная черта российского образования в том, что у нас не практики преподают в основном. Главный смысл образования — дать знания и как раз социализацию обеспечить, возможные карьерные пути. Вузы наши не дают этого. Сейчас кое-где что-то меняется, но в целом гораздо эффективнее пойти на какое-то платное обучение с преподавателями, которые реально занимаются тем, о чем рассказывают, — подметил Антон Логвинов.

Поступать в вуз или нет — дело каждого выпускника. И несмотря на различие во мнениях профессора и блогера, оба они говорят об одном: образование необходимо в любом случае. Но только вам решать, каким оно будет — высшим или самостоятельным.

Автор: