Тренд на режиссерок: кинокритик Барченков оценил итоги Венецианского фестиваля
Global Look Press  /  Liu Lihang/ZUMAPRESS.com

Венецианский кинофестиваль громко завершился 11 сентября церемонией награждения победителей. Главный приз, «Золотой лев», был присужден француженке Одри Диван за феминистический фильм «Событие» о студентке, которая хотела сделать аборт в 60-х, когда это еще было запрещено. Серебряной статуэтки была удостоена Джейн Кэмпион из Новой Зеландии за работу «Власть пса». По сюжету двое братьев живут на ранчо, но когда один из них женится, второй, чувствуя предательство, начинает кровную войну. Гран-при жюри отдали Паоло Соррентино, снявшему автобиографическую картину «Рука Бога».

Кинокритик Дмитрий Барченков не смог лично присутствовать на фестивале, однако он оценил решения жюри относительно присуждения наград. С одной стороны, вполне справедливо был отмечен Паоло Соррентино — классик кинематографа. С другой стороны, современные авторы, поднимающие важные социальные темы, тоже должны быть замечены мировым киносообществом.

Итоги, с одной стороны, неожиданные. С другой стороны, довольно любопытные. С одной стороны, классик Паоло Соррентино получил аж две награды. Его картина «Рука Бога» получила награду Марчелло Мастроянни за лучший дебют, актер ее получил. И сам Соррентино получил Гран-при. И это, конечно, подтверждение гения Паоло Соррентино.

При этом любопытно, что главный приз ушел фильму «Событие», снятому женщиной, посвященному абортам в 1960-е годы. И это, наверное, более важное решение жюри, чем присуждение наград тому же Паоло Соррентино. В этом году поддержка тренда, даже второй год уже этот тренд на фокус на режиссерок, сценаристок и вообще женщин в кинематографе, — выразил мнение критик.

Кинокритик Барченков оценил результаты Венецианского фестиваля / В чем сила кино? Кинокритик Барченков оценил итоги Венецианского фестиваля
Global Look Press / Gian Mattia D'Alberto / Keystone Press Agency

Дмитрий Барченков отметил тенденцию, что фестивали все больше обращают внимание на «женские» фильмы. В Каннах «Золотую пальмовую ветвь» взяла режиссер Джулия Дюкорно. В Венеции-2021 женщины взяли несколько призов. Помимо упомянутых выше победительниц, лучшим сценаристом признали Мэгги Джилленхол за фильм «Незнакомая дочь». Кинокритик положительно оценил тренд на феминизм.

Это очень позитивный тренд. Он не может не радовать. В прошлом году в Венеции главный приз взяла Хлоя Чжао, американская постановщица. Сейчас он ушел французской постановщице Диван. Это заставляет еще раз и еще раз говорить о правильности решения жюри. Кроме того, Мэгги Джилленхол получила награду, что тоже немаловажно.

Но любопытно и удивительно это с той стороны, что в Каннах, когда председателем жюри был Спайк Ли, все ожидали, что [в Венеции-2021. — Прим. ред.] будет более ровное решение, нежели присуждение картине «Титан» Джулии Дюкорно, тоже женщине и тоже довольно феминистской истории. Все были довольно удивлены, — объяснил критик.

Сравнивая разное жюри в Каннах и в Венеции, Дмитрий Барченков отметил, какие тренды намечаются в целом, без привязки к специфике того или иного мероприятия и культуры. Более того, критик не поддержал российских коллег старой закалки, которые были раздосадованы тем, что главный приз выскользнул из рук гениального Паоло Соррентино. 

Тут в жюри сидит Пон Чжун Хо, вроде бы жанровый режиссер, автор фильмов «Паразиты» и «Воспоминания об убийстве». Жюри вместе с ним присуждает награду тоже женщине, социальной драме. И это, наверное, тоже удивительное решение. Но повторюсь, возвращаясь к первой мысли, оно абсолютно правильное.

Любопытно, как российская критика частично воет о том, что у Паоло Соррентино отобрали «Золотого льва». Но это все, конечно, какие-то крики из прошлого, — подчеркнул Барченков.

Кинокритик Барченков оценил результаты Венецианского фестиваля / В чем сила кино? Кинокритик Барченков оценил итоги Венецианского фестиваля
Global Look Press / Gian Mattia D'Alberto / Keystone Press Agency

Однако нельзя сказать наверняка: жюри присудили первое место фильму за то, что режиссер женщина выбрала острую тему, или все-таки за действительно достойную работу. Оба этих фактора могли в равной степени сыграть роль. Дмитрий Барченков предположил, что в современных лентах сочетаются социальный подтекст и красота изображения, ведь искусство должно не только радовать глаз, но и заставлять человека что-то переосмыслить. Более того, критик привел примеры удачного воплощения этой идеи.

Скорее всего, картина, действительно, очень крутая, учитывая те мнения коллег, которые я видел в социальных сетях, это все подтверждается. Но опять же, я фильм не видел и ничего сказать не могу: было ли это политическим решением или нет. Но мне кажется, что сейчас нельзя разделять: есть политика и есть художественные достоинства. Нет. Есть картины, которые одновременно могут быть социально значимыми и художественно успешными. В большинстве случаев, если мы говорим о достойном кино.

Тот же Джордан Пил, американский режиссер и продюсер, славится тем, что социальный подтекст заворачивает в жанр хоррора. Например, его подопечная Ниа ДаКоста, снявшая «Кэндимен», умудрилась перенять его метод. Этот фильм — абсолютно важное социальное высказывание, которое сделано со всеми типичными для жанра уловками зрительскими.

Мне кажется, в этом сила такого кино. Сейчас все-таки, если мы говорим о большем арте, о фестивальных фильмах, не стоит разделять и быть столь категоричными в определении социального кино и мега-авторского, — заключил специалист.

Кадр из фильма Джордана Пила "Прочь"
Кадр из фильма «Прочь» /

В завершении критик выразил сожаление, что картина российских режиссеров не взяла приза. Однако он объяснил это лишь тем, что лента, возможно, слишком самобытна и не понятна зарубежным экспертам. Дмитрий Барченков сделал задел на будущее: впереди российских авторов ждет «Кинотавр», поэтому отчаиваться рано.

Грустно, что не отметили никак Россию. Картина «Капитан Волконогов бежал» была в основном конкурсе, режиссеры Меркулова и Чупова. Но, видимо, она слишком узкая, слишком важная для России, а не для мира. Поэтому осталась незамеченной. Возможно, на «Кинотавре», где будет показана, она получит что-то большее, — подытожил собеседник iReactor.

Автор: