Кинокритик Беликов: «Дюна» — мейнстрим с авторским почерком Дени Вильнева
Кадр из фильма «Дюна»  / 

Долгожданная экранизация фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна» от режиссера Дени Вильнева стартует в российском прокате сегодня. Премьера ленты состоялась в начале сентября на Венецианском фестивале, где фильм произвел фурор. Многие кинокритики отмечали, что таких очередей на показ картины в рамках фестиваля не было со времен «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино.

Тем не менее, мнения первых зрителей на Венеции-2021 разделились на два лагеря. Некоторые писали, что «Дюна» Вильнева — это масштабный авторский проект с талантливыми актерами и качественным сценарием, который явно может считаться успешной экранизацией сложного произведения. Другие отмечали впечатляющую визуальную работу, которая будто бы прикрывает поверхностное раскрытие сюжетных линий. Более того, отмечалось, что акцент был сделан, прежде всего, на взросление юного Атрейдеса, вокруг которого и происходит большинство событий. Между тем, истории его родителей, народа фрименов и других второстепенных персонажей не были раскрыты в полной мере. Но, несмотря на разницу во взглядах, все в один голос заявляют, что это тот фильм, который обязательно стоит смотреть в кинотеатре, чтобы по достоинству оценить спецэффекты и размах режиссерской и операторской работы.

«Дюна» превратилась в настоящее кино-событие, которое ждут по всему миру. Если в РФ премьера — 16 сентября, то, например, до США фильм дойдет только 22 октября, а в Австралии его покажут и вовсе 2 декабря. Бесспорным доказательством успеха киноэпопеи Дени Вильнева уже сейчас можно считать рекордные показатели по предпродажам билетов в период коронавируса: например, в России они достигли 46 миллионов рублей.

Кинокритик Беликов: «Дюна» — мейнстрим с авторским почерком Дени Вильнева
Кадр из фильма «Дюна» /

Интересно, что путь Дени Вильнева к столь грандиозному и по истине знаковому проекту («Дюна» — один из главных научно-фантастических романов 20 века) состоял из маленьких, но весомых шагов. Сначала он показал свой талант в камерной фантастике «Прибытие», потом попробовал силы в ярком неонуарном киберпанке «Бегущий по лезвию 2049». Логичным продолжением стала его работа над «Дюной» — произведением, удачно экранизировать которое не удалось ни Дэвиду Линчу в 1984 году, ни создателю мини-сериала Джону Харрисону в 2000 году. Первую попытку и вовсе пытался осуществить Алехандро Ходоровский еще в 70-е годы при участии Сальвадора Дали и группы Pink Floyd.

Так что же все-таки создал Дени Вильнев — многоуровневое авторское кино, восхваляющее фантастику, или продукт, нацеленный на массового потребителя, а значит усредненный и доступный каждому? О новой экранизации романа Фрэнка Герберта редакция iReactor поговорила с кинокритиком Егором Беликовым. Ему удалось посмотреть ленту еще в Венеции и составить свое мнение до того, как каждый второй будет критиковать или хвалить картину.

В своей рецензии на «Дюну» собеседник уже упоминал, что многие сюжетные линии из книги остались не тронуты в фильме, а основной акцент в большей степени пришелся именно на судьбу главного героя — юного Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе). Режиссер явно представил только первую часть романа Герберта, поэтому велика вероятность, что будет продолжение.

Беликов считает, что, возможно, Вильнев и изменит акценты в сюжете второй части картины, но пока главный вопрос заключается в том, будет ли вообще выпущено продолжение.

Пока проблема только с тем, что не факт, что будет это самое продолжение. Я слышал слухи, что, возможно, Вильневу дадут продолжить «Дюну» в независимости от того, сколько соберет первая часть, то есть ей необязательно окупаться. Но у меня на этот счет есть большие сомнения, потому что мне кажется, что Warner Bros. в текущих обстоятельствах деньгами разбрасываться на новые двухсотмиллионные проекты не будет, — рассказал кинокритик.

Кинокритик Беликов: «Дюна» — мейнстрим с авторским почерком Дени Вильнева
Кадр из фильма «Дюна» /

По его словам, режиссер в новой «Дюне» постарался подогнать непростое литературное произведение под фильм, поэтому не все удалось с точки зрения рассказа об этой вселенной. Если будет вторая часть и если Дени Вильнев выберет продолжать историю Пола Атрейдиса, то тогда вряд ли будет изменение подхода в работе с материалом, считает собеседник. Однако что-то более многозначительное можно будет сделать, если главной героиней в продолжении сделают персонаж Зендеи.

Что касается других тем, которые можно было бы раскрыть, то мне кажется, что подход Вильнева очевиден уже в первой части. Он берет довольно сложный с литературной точки зрения роман и подгоняет его под то, как это вообще можно экранизировать. Потому что многое во вселенной «Дюны», все эти бесконечные путешествия сквозь тысячелетия, а там гигантская история в огромном количестве книг, вот ее всю, наверно, в кино уложить не получится. Очевидно, это нужно упрощать в пользу каких-то более понятных сюжетов вроде избранного, пророка Пола, странных народов, которые живут на Арракисе.

Мне кажется, что если Вильнев и будет расширять эту вселенную, то, наверно, он продолжит сюжет с тем же Полом. Хотя нам уже сказали сейчас, что во второй части, если она будет, главную роль будет играть Зендея, представительница фрименов — народа Арракиса с голубыми белками. И про них как раз можно снять что-то куда более философичное. У меня есть такое ощущение. Так что я, конечно, на Вильнева надеюсь, но больших надежд при этом не имею, — рассказал Егор Беликов.

По мнению кинокритика, «Дюна» — это, скорее, крупнобюджетный и хитроумный телетеатр. Исключает ли такая характеристика авторский подход в работе над фильмом? Беликов считает новую экранизацию фантастического романа арт-мейнстримным блокбастером. То есть в нем сочетаются элементы как массового кино, так и прослеживается авторский почерк режиссера.

Наверно, это по-прежнему арт-мейнстримный блокбастер, но в этот раз все же ближе к мейнстриму, чем обычно у Вильнева. То есть если «Прибытие» было, однозначно, довольно сложно устроенной штукой, то я бы сказал, что «Дюна» — такой блокбастер, который мы видели чаще, чем обычно. Это все еще не похоже на Marvel, это все еще не похоже на приблизительно все, что в последнее время выходило, но, наверное, это скорее мейнстрим, чем арт. Хотя авторский почерк Вильнева — эта его степенность, его необычное ощущение реальности будущего — все же здесь проклевывается, но все же местами, а не на протяжении всего хронометража, — объяснил кинокритик.

Кинокритик Беликов: «Дюна» — мейнстрим с авторским почерком Дени Вильнева
ТАСС / CLAUDIO ONORATI Кредит: EPA

«Звездные войны» — враг или не враг «Дюны»?

В одном из недавних интервью Дени Вильнев заявил, что франшиза «Звездные войны» — враг «Дюны». По словам режиссера, проект Джорджа Лукаса в свое время был вдохновлен именно романом Герберта «Дюна». Сейчас же новую «Дюну» снимали люди, выросшие на «Звездных войнах», и это усложнило формирование индивидуальности в фильме. В Сети сразу появилось мнение о том, что новое творение Вильнева — темная версия саги о Скайуокерах.

Беликов не считает, что можно сравнивать франшизу «Звездные войны» и новый фильм Вильнева. Он отметил, что такой взгляд на «Дюну» мог появиться из-за сюжетных упрощений в ленте, однако это два разных проекта, которые не конкурируют между собой.

Я бы не сказал, что темная [версия «Звездных войн». — Прим. ред.]. Скорее, там просто что-то сложнее в книге у Герберта, чем в итоге получилось у Лукаса в «Звездных войнах». И та же проблема на самом деле у экранизации Герберта [Речь о «Дюне» Дени Вильнева. — Прим. ред.]. То есть «Дюна» сильно упрощает оригинальный роман, и, наверное, в связи с этим фильм кажется темной версией «Звездных войн». Там есть опять пустынные планеты, сумрачная магия, темные ордены, но мне кажется, что из «Дюны» могло получиться что-то сложнее, чем то, что в итоге получилось.

Но я бы не сказал, что «Звездные войны» конкурируют с «Дюной». «Звездные войны» как раз удачным образом сейчас всем надоели и в данный момент существуют в основном в сериальном формате, как «Мандалорец». У «Дюны» как раз есть шанс зафиксироваться в качестве важной космооперы на широком экране, но еще и судьба широкого экрана естественно не так очевидна, так что еще не понятно, что с этой «Дюной» в итоге будет, — заключил кинокритик Егор Беликов.

 

Автор: