Футурологи спрогнозировали будущее летающего транспорта в России

В Европе не так давно протестировали модель-трансформер AirCar. Эта машина может свободно передвигаться по дорогам общего пользования и летать по воздуху. В 2021 году она совершила свой первый полет из одного города в другой.

Пилотировал прототип сам создатель проекта Klein Vision Стефан Кляйн. Он доехал на машине до взлетно-посадочной полосы международного аэропорта в словацкой Нитре, где автомобиль взлетел, и через 35 минут успешно приземлился в аэропорту Братиславы. Сразу после этого Стефан Кляйн уехал по делам в центр города. Уникальность модели в том, что на земле новинка выглядит почти как обычный спорткар.

Предел крейсерской скорости новинки — порядка 190 км/ч, высота полета — около 2500 метров, крылья складные, а в качестве силовой установки используются два двигателя BMW. После обновления AirCar будет иметь максимальную крейсерскую скорость 300 км/ч и сможет путешествовать на расстояния до 1000 километров без дозаправки.

Большинство конкурирующих «летающих машин» на деле способны только летать и малопригодны для передвижения по обычным улицам, однако в мире есть более 20 компаний, представивших свои прототипы. Есть версии с бензиновыми моторами, а есть устройства, использующие электрические двигатели. Водителям AirCar понадобится как лицензия пилота, так и обычное водительское удостоверение.

Проблемы летающего транспорта

Член Российского философского общества РАН и Ассоциации футурологов Александр Кононов рассказал iReactor про проблемы летающего транспорта.

Здесь много проблем с этими летающими машинами. Прежде всего, как сказал изобретатель Илон Маск, опасно, что на голову простого человека с этих машин начнет что-то сыпаться. Нет таких надежных двигателей, чтобы они не падали. Вторая проблема в том, что подобные машины очень шумят. Тут нужны революционные технические решения вроде фантастических ионных двигателей, — полагает Кононов.

Футурологи назвали основные проблемы скорого появления летающих машин в России
youtube.com/TechZone /

При этом транспорт такого класса использовать было бы логичнее не в крупных городах, а в областных центрах, расположенных на федеральных трассах, уверен эксперт. Это на десятки часов сократило бы скорость перемещения между населенными пунктами.

Уже машины такие могут использоваться, но не в городах. В мегаполисах у них шансы завоевать рынок небольшие. Это как вертолеты, которые в Лос-Анджелесе летали по крышам небоскребов, но большой популярности это не получило из-за безопасности. С летающими автомобилями та же ситуация. Их популярность под большим вопросом. С другой стороны, они помогли бы решить вопрос пробок, — добавил Кононов.

Футурологи назвали основные проблемы скорого появления летающих машин в России
youtube.com/TechZone /

Что если не летающие машины?

Футуролог полагает, что лучший способ перевозки пассажиров и грузов был опробован Илоном Маском. Идею о перевозке пассажиров и грузов в аэродинамических капсулах на скорости более 1000 километров в час амбициозный миллиардер опубликовал еще в 2013 году. Ответственная за реализацию проекта компания Virgin Hyperloop отчиталась о первом успешном испытании «поезда будущего» в 2021 году. Испытания проводились на тестовом отрезке трассы с участием реальных пассажиров.

Если обратить внимание на опыт иностранных коллег, то Илон Маск видит развитие туннелей вроде метро для людей и машин, а не летающих автомобилей. Что касается пригорода, то тут, на мой взгляд, могут быть большие перспективы. Опять же, для такой дорогостоящей продукции должен быть спрос. Должны быть богатые агропромышленные компании, которые будут приобретать такие машины для своего менеджмента. Сотрудникам удобно было бы перелететь с одной дороги на другую, куда нужно, — заверил Кононов.

Будут использоваться в пригороде, но не в городе

По словам эксперта, рано или поздно такие машины появятся в России.

Сами машины в итоге в любом случае появятся в небе. Наши люди должны быть обеспечены, чтобы такой транспорт приобретать. До 2030 года перспектив в области не будет, а после в загородном сообщении есть большие шансы, что технологию будут использовать, — добавил Кононов.

Плюсы и минусы летающего транспорта в беседе с iReactor также назвал футуролог Данила Медведев. Эксперт заострил внимание на разработках фирмы «Ховерсерф».

Фирма Hoversurf принадлежит бизнесмену Александру Атаманову. Она известна по проекту ховербайка — летающего мотоцикла, который был представлен на мероприятии Startup Village 2016 в «Сколково». С тех пор компания привлекла $2,4 млн инвестиций, разработала прототип аэротакси и заключила партнерство с полицией Дубая и фирмой Yamaha. У Hoversurf свыше 3500 предзаказов на проект, но не все так радужно, как кажется.

Здесь очень сильно все зависит от того, как будет развиваться инфраструктура в России. Можно в течение двух лет довести до ума имеющиеся технологии, к примеру, от компании Hoversur. Но нужен особый регуляторный режим по искусственному интеллекту, чтобы, к примеру, прототипы могли летать от технопарка «Сколково» до Цветочного Бульвара. Это можно сделать к 2023 году. Также экспериментально автомобиль могли бы запускать для полетов между регионами, — заметил Медведев.

Футурологи назвали основные проблемы скорого появления летающих машин в России
Пресс-служба компании «Ховерсерф» /

По словам эксперта, вопрос упирается в планы развития. В настоящий момент в РФ они отсутствуют для такого типа транспорта.

Существует стратегия развития транспорта до 2030 года, но она не включает в себя воздушные машины. Стратегии развития авиации у нас просто нет на уровне национальных документов. Иными словами, у государства нет проектов, которые можно было бы вписать и говорить: давайте сделаем станции для приземления, расширим заправки, и создадим инфраструктуру. Если это электрический летающий автомобиль, то у водителя должна быть возможность отдохнуть, припарковаться, поскольку будут технические требования. Инициировать развитие стратегии в этом направлении кто-то должен, — полагает Медведев.

Футурологи назвали основные проблемы скорого появления летающих машин в России
youtube.com/TechZone /

Эксперт считает, что Ассоциация «АЭРОНЕКСТ», которая ведет свою деятельность в качестве некоммерческой организации с 14 мая 2013 года, могла бы создать необходимые документы. Основу Ассоциации в России составляют наиболее успешные коммерческие предприятия, ведущие деятельность по разработке и применению гражданских беспилотных авиационных систем.

При этом для Минтранса, который занимается автомобилями и поездами, это лишняя головная боль. В компании разработчиков, вроде Hoversurf, интереснее собирать так, чтобы транспорт летал. При этом создатели ограничены тем, что им нужны деньги. Тут ловушка в том, что инвесторам сложно впаривать историю о том, что летающие машины будут востребованы, когда в стране нет регулирования и бизнеса, заинтересованного в нем, — полагает Медведев.

Движимая недвижимость

Эксперт считает, что в будущем начнут лететь не только машины. Недвижимость может стать движимостью в прямом смысле этого слова. К примеру, разработчики Air Danshin Systems разработали фундаменты без жесткого соединения с основной частью здания. Внутри конструкции рама с аэроподушкой и датчиком для улавливания сейсмических колебаний.

В случае землетрясения механизм поднимает постройку на высоту около четырех сантиметров. По результатам различных опытов этого расстояния оказалось достаточно, чтобы вещи в помещениях не сдвинулись со своих мест.

Нужен загоревшийся этой идеей человек, ранее регулировавший авиацию. Помимо летающих автомобилей могут быть летающие дома. Они стабильно находятся в воздухе, и это не фантастика. Ими в России занимается Алексей Журавлев. Есть масса других возможностей для использования летающих технологий, но для занятия ими нужен идеолог. Без него «Ховерсерф» будет двигаться с продвижением неторопливо, и только года через два его сертифицируют, но что потом? Никто не захочет вкладываться в инфраструктуру. Будут продаваться только штучные экземпляры, — полагает Медведев.

И это при том, подчеркнул эксперт, что Россия — уже лидер в этой области. Осталось только создать необходимую инфраструктуру на государственном уровне.

Летающие мотоциклы уже сертифицированы, На такие не нужны права пилотов, и на них уже можно летать. Технология запущена и работает, на ней даже летает дубайская полиция. При этом у разработчиков нет денег на создание 10-20 штук для выставки в автосалонах и шоурумах. Мало кто знает, что наша страна — лидер в области. Мы первые сделали летающий мотоцикл, и его можно эксплуатировать хоть завтра. Все упирается в то, чтобы найти человека, который захочет заняться регулированием и создаст базу для эксплуатации летающих машин в России, — заключил Медведев.

Футурологи согласны, что появление летающих машин в России может произойти до 2030 года. Большим вопросом остается, будут ли они активно применяться, или новинка так и останется изобретением ради изобретения.

Автор: