«Планета Арракис особенно красива на закате»: почему «Дюна» — главный фильм 2021 года? Рецензия
Кадр из фильма «Дюна»  / 

«Планета Арракис особенно красива на закате…». С этих слов, произнесенных героиней Зендеи, начинается фантастическое путешествие в мир Фрэнка Герберта глазами Дени Вильнева. И, на мой взгляд, это самое захватывающее путешествие в 2021 году.

Перед вами бескрайний мир пустыни — планета Арракис, которая является главным источником спайса, — пряности, ради которой люди готовы истребить коренное население Арракиса — фрименов. Без спайса будут невозможны космические полеты, а это значит, что великая и могучая Империя потеряет контроль над многими территориями. Для песчаных людей же пряность — священный наркотик, изменяющий сознание, и ценят они его с религиозной фанатичностью.

Уже несколько десятилетий Дом Харконненов, диких и жестоких, выкачивает спайс из крови Арракиса, пополняя свои карманы богатством и истребляя попутно местных аборигенов. В один день император назначает на эту планету другого представителя — герцога Лето из Дома Атрейдесов, и с этого момента начинается всепоглощающая война двух могущественных семейств. Центральным персонажем становится сын Лето — Пол Атрейдес, рожденный от человека и ведьмы, служительницы ордена Бене Гессерит, благодаря чему он обладает особыми способностями. Отец считает его надеждой рода, Харконнены — угрозой их будущего благоденствия, а фримены — возможным мессией, пророком, который покажет им лучшее будущее.

Такие главные акценты в «Дюне» Дени Вильнева — несколько укороченной и усредненной версии первой части романа. Многие критики ругали картину за то, что она упростила некоторые темы, которые Фрэнк Герберт бережно изучает в книге: политические интриги, религиозные верования, тему наложниц, философию фрименов, нефтяной, экологический кризисы и прочее. И так оно и есть, Вильнев сознательно сделал проще сюжет, местами даже разжевал моменты, которые в романе не объясняются.

«Планета Арракис особенно красива на закате»: почему «Дюна» — главный фильм 2021 года (рецензия)
Кадр из фильма «Дюна» /

Кино — это не литература, и фильмы не могут вместить все. Это лишь ограниченный хронометражем материал, а на чем делать акценты — выбор режиссера. На мой взгляд, канадцу удалось то, о чем наверняка мечтали многие — создать необъятный киномир «Дюны» и заботливо перенести его на экраны, заставив многие тысячи людей восхищаться масштабностью и размахом происходящего. У Вильнева воистину получилось начало для грандиозной космооперы.

Мечта требует лучших 

Для осуществления своей давней мечты (Дени Вильнев — большой фанат Фрэнка Герберта) режиссер набрал команду лучших. В каст вошли такие звезды как Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Зендея, Джейсон Момоа, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем и Дэйв Батиста. За создание атмосферы богом забытого мира, наполненного песком, где почти нет ничего живого, отвечал мастер (и любимчик Кристофера Нолана) Ханс Циммер: в его композициях звучат восточные мотивы, драйв, звуки природы и оглушительной тишины в сочетании с напевами на неизвестном языке (что не свойственно для его музыки). За операторские решения отвечал Грег Фрейзер, снявший один из лучших за последние 20 лет фильм во вселенной «Звездных войн» — «Изгой-один» (с Оскаром Айзеком тоже, кстати). Сценарий написали оскароносный Эрик Рот («Форрест Гамп» и «Загадочная история Бенджамина Баттона») и Джон Спейтс («Прометей» и «Пассажиры»).

Все эти люди под талантливым и чутким руководством Дени Вильнева смогли вместе создать шедевр для мейнстримного кино. Это и неудивительно после его загадочного «Прибытия» и неонуарного с элементами киберпанка «Бегущего по лезвию 2049». По сути Вильневу удалось то, что не удалось Алехандро Ходоровски и Дэвиду Линчу — найти золотую середину и выбрать, какие истории рассказать, а какие опустить так, чтобы привлечь зрителя.

«Дюна», на мой взгляд, — это произведение искусства: звуковое, визуальное и актерское. И пусть многие ругают Вильнева за то, что он сделал красивый и привлекательный блокбастер, но только лишь блокбастер. В чем-то они все же не правы, в фильме чувствуется авторский почерк канадского режиссера. Он в размеренности, текучести происходящих на экране событий. Эта особенность фильмов Вильнева отражается и в его работе с актерами: приступая к съемкам этого фантастического эпоса, он сказал Тимоти Шаламе, что «это не спринт, это марафон». Уникальное видение режиссера чувствуется и в выборе цветовой гаммы, в фокусировании внимания не только на масштабных сценах, но и на мелочах, как говорится «дьявол скрывается в деталях».

«Планета Арракис особенно красива на закате»: почему «Дюна» — главный фильм 2021 года (рецензия)
Кадр из фильма «Дюна» /

Канадский мастер еще в «Прибытии» показал, как успешно ему удается показывать связь человека и природы: например, дождливые сцены с Эми Адамс как отражение ее душевного состояния. Так и тут режиссер тесно вплел судьбы героев в историю песчаного мира, такого пустынного и опасного, показал, как Арракис меняет людей и их путь.

Главный роман и главный фильм

Ради «Дюны» Вильнев отказался от регулярного выпуска фильмов, ушел в подполье на пару лет. И явно оставил в киноленте большой задел для съемок продолжения (которое официально анонсировано не было). В 20 веке «Дюна» Фрэнка Герберта считалась одним из главных фантастических романов. Кто-то видел в ней отражение и анализ текущих событий в мире, кто-то — будущее человечества. Смотря экранизацию Вильнева, ты чувствуешь не только большую любовь и уважение режиссера к оригиналу, но и понимаешь, что «Дюна» — главный фильм 2021 года.

«Планета Арракис особенно красива на закате»: почему «Дюна» — главный фильм 2021 года (рецензия)
Кадр из фильма «Дюна» /

Почему? Отчасти из-за пандемии, которая отложила на неопределенное время многие проекты еще на этапе предпродакшена. Отчасти из-за вечной актуальности истории, рассказанной в фильме (ведь это аллегория мировой политической реальности, повторяющейся с периодичностью).

При работе над «Дюной» мне иногда казалось, что я делаю документальный фильм о текущей реальности, а не сай-фай. Как будто создаешь документальный фильм о будущем. Сейчас книга актуальна как никогда, — рассказал Дени Вильнев в интервью «КиноТВ».

«Дюна» — это завораживающее и поглощающее зрелище, которое открывает дверь новым мирам, кинематографическим решениям, а главное, фантазии людей. Как сказал Вильнев в одном из интервью, «искусство тесно связано с риском, и это всегда попытка раздвинуть границы, открыть новые территории и привнести в мир что-то новое». Это масштабный проект (на мой взгляд, все же масштабнее «Довода» Кристофера Нолана), в который было вложено много денег (бюджет — 165 млн долларов), усилий и любви. Фильм по праву заслуживает всех од восхищения (и просмотра именно в кинотеатре, чтобы по достоинству оценить визуал картины). Возможно, «Дюна» станет лауреатом премии «Оскар», может быть, даже не один раз. И возможно, эта космоопера (если получит продолжение) станет франшизой нынешних киноманов, как когда-то «Звездные войны» и «Стартрек» стали символами предыдущих поколений.

 

Автор: