Учитель и психолог рассказали, как обучать "поколение ТикТока"

Современные технологии проникают во все сферы жизни, в том числе, в образование. Электронный журнал и дневник, интерактивные доски уже прочно вошли в школьную систему России. В 2019 году цифровая платформа «Дневник.ру» (электронные журналы и дневники в РФ) заняла девятое место в рейтинге самых посещаемых образовательных интернет-ресурсов в мире. На сайте зарегистрированы тысячи школ по всей территории страны, свыше 850 тыс. преподавателей, 7,9 млн учащихся, 4,2 млн родителей.

Но достаточно ли этого для эффективного обучения современных детей, которые привыкли к ярким красочным мультикам и коротким быстро сменяющимся видео из ТикТока? Аналитики сервиса «Авито Услуги» провели исследование, в ходе которого выяснилось, что в 2020 году спрос на услуги репетиторов увеличился на 18% по сравнению с 2019 годом. Значит ли это, что дети не справляются с усвоением школьной программы самостоятельно?

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок выпустили доклад «12 решений для нового образования» в 2018 году. В нем перечислены различные предложения по реформированию школьного и дошкольного образования. Учтены не только новые технологии, которые необходимо использовать в обучении, но и сами учебные программы, социализация детей в школах.

Учителя за прогрессивный метод обучения: как преподавать поколению, выросшему на ТикТоке
Prt Scr youtube.com / SurpriseHunt

Учитель начальных классов Виктория Кучма замечала на примере своих учеников, что какие-то устаревшие способы обучения хуже воспринимаются современными детьми. Например, она рассказала, что долгие и красивые описания природы в классической художественной литературе дети просто не способны воспринимать, тем более, ими восхищаться. Мир стал динамичнее, даже взрослым порой хочется получить ответ быстро, не говоря уже о детях, у которых в силу возраста часто встречается недостаток усидчивости.

Я считаю, что образование должно учитывать особенности восприятия современных детей. Сейчас детям сложно долго концентрироваться на одной информации, внимание быстро рассеивается. Полагаю, необходимо развивать в детях усидчивость и внимательность, но и не забывать, что изначально у большинства информация усваивается маленькими дозами, яркими образами, короткими, как ролик в ТикТоке, — привела пример Виктория Кучма.

Слова педагога подтвердил и психолог, доктор наук Андрей Зберовский. Он согласен, что восприятие детей изменилось. Но поменялось и само общество, вслед за которым начались изменения в головах детей. Психолог сравнил сложные для восприятия книги с долго усваиваемым, но полезным мясом, а легкие короткие видео с простыми углеводами. Пользу и вред для организма всех четырех продуктов можно даже не объяснять.

Действительно, современное поколение детей меняется, но потому что меняется сама информационная структура общества. Если на протяжении всего XX века в образовании и обучении человека доминировали печатные тексты, то сейчас идет видеоконтент. Он, к сожалению, не позволяет мозгу человека как следует напрягаться.

Это как жвачка. Можно съесть кусок мяса. Оно усвоится труднее, но будет полезнее, чем легко усваиваемый быстрый углевод, мороженое или булочка. Она легко усвоится, но даст организму больше минусов, чем плюсов. Переход в видеокультуру привел к тому, что дети, правда, стали хуже усваивать, получать информацию. Далеко не все центры мозга, которые раньше были задействованы, сейчас тоже задействованы, — поделился своими мыслями с iReactor собеседник.

Как же должна функционировать современная школа, ориентированная на поколение тиктокеров? Учитель и психолог предложили три способа, которые смогли бы воспитать умных и тонко чувствующих молодых людей.

Учителя за прогрессивный метод обучения: как преподавать поколению, выросшему на ТикТоке
pixabay.com /

Интерактивные занятия

Андрей Зберовский согласен, что сейчас в школах недостаточно технологий и программ, рассчитанных на восприятие материала современным поколением.

К сожалению, школа оказалась к этому не готова. Нет соответствующего необходимого видеоматериала. Учителя оказались к этому не готовы, — заметил психолог.

Виктория Кучма отметила, что, с одной стороны, интерактивные занятия в маленьких группах с играми, песнями и танцами могли бы быть максимально эффективны для обучения детей. Но в школьных реалиях, где на одного учителя приходится 30 неугомонных третьеклашек, такие программы создать практически невозможно. Но понемногу вводить элементы интерактива хотя бы для начальной школы можно, и это помогло бы детям усваивать материал.

Такие уроки возможны в группах по 10 человек. И тогда это будет очень эффективно. Научить за 45 минут 30 человек одновременно определенному навыку довольно затруднительно в любом случае. Но согласна, небольшие видео, картинки, наглядные материалы и работа в группах, однозначно помогают усвоить материал быстрее, — заметила Виктория Кучма.

Учителя за прогрессивный метод обучения: как преподавать поколению. выросшему на ТикТоке
pixabay.com / StartupStockPhotos

 

Не только форма, но и содержание

Виктория Кучма отдельно выделила, что не только форма подачи материала должна быть иной, но и само содержание следует подстраивать под новое поколение. В частности, транслирование правильных ценностей должно быть более четким. Сегодня детям уже не так очевидно, что хорошо, а что плохо, поэтому доносить такие вещи следует в школе.

Изменились образы героев. И над теми ценностями, которые раньше были само собой разумеющимися, сейчас необходимо работать.
Конечно, для того чтобы быть эффективным, образование не может не учитывать современных тенденций в восприятии информации и нравственных ценностей детей, — подчеркнула учитель.

Эту позицию поддержал Андрей Зберовский. Более того, он подкрепил ее примерами. Психолог предложил вернуть в школы классные часы, совместное чтение литературы, которая бы воспитывала нравственность в детях, походы в культурные места.

Я как психолог и педагог расстраиваюсь, что из школы ушло воспитательное содержание. Школа не воспитывает, как раньше, а просто образовывает. Детей воспитывает телевизор и интернет. Конечно, уровень их образования и культуры поведения сильно снизился.

 Законом об образовании нужно вернуть воспитательную функцию в школу, доплачивать за нее учителям. Очень важно, чтобы учителя проводили классные часы каждую неделю, разбирали нравственные ситуации, значимые для школьников. Чтобы водили по музеям, читали книги коллективно. В советские годы книжки коллективно читали на классных часах, разбирали, анализировали, формировали нравственную позицию у детей, давали кругозор расширять. То есть это все должно вернуться в школу, — убежден Андрей Зберовский.

Учителя за прогрессивный метод обучения: как преподавать поколению, выросшему на ТикТоке
pixabay.com / Pezibear

Мужчины могут решить проблему воспитания

Психолог объяснил, в чем причина того, что дети «отбились от рук» в моральном плане. В капиталистическом обществе воспитанием правильных ценностей больше не занимаются родители, — они больше проводят времени, зарабатывая деньги на педагогов, которые займутся образованием ребенка, в том числе и нравственным. А между тем в школах все больше женщин, которые не способны совладать с 30-ю неугомонными детьми, особенно, если речь идет о подростках.

 Родители в эпоху капитализма в России стали больше заняты зарабатыванием денег. Дети оказались без досмотра. Родители заняты на работе, чтоб детей прокормить. Учителя детей не воспитывают, потому что это функция у них ушла.

 Должна быть увеличена заработная плата у учителей, чтобы в школы пошло больше мужчин. Потому что школы сейчас — это засилье женщин. А женщины, к сожалению, с большим трудом справляются с современными трудноуправляемыми детьми и подростками. Должны появиться мужчины в школах. А для этого должна быть нормальная зарплата в школах, — установил Андрей Зберовский.

Учителя за прогрессивный метод обучения: как преподавать поколению, выросшему на ТикТоке
freepik.com / Designed by Freepik

 

Автор: