Испытание «Мишленом»: как Николай Костер-Вальдау занялся кулинарией в фильме «Вкус жизни». Рецензия

С каждым годом фильмы режиссеров из Северной Европы становятся все более популярными в России. Особенно интерес к таким лентам вырос после того, как в массовом кино стали сниматься Мадс Миккельсен, Ребекка Фергюсон, Стеллан Скарсгард, Петер Стормаре или Николай Костер-Вальдау. В тот момент, когда Голливуд вышел за рамки поиска только американских актеров, для не менее (а в чем-то даже более) талантливых североевропейцев открылась дверь в глобальный кинобизнес.

Фестиваль датского кино Danish Wave 23 сентября стартовал в «Англетере» в Северной столице, и уже не в первый раз. Отличительной чертой 13-го по счету фестиваля стало расширение его границ: фильмы датских режиссеров представят не только по традиции в Москве, Петербурге или Екатеринбурге, а также в Хабаровске и Владивостоке. Как сказала на открытии Danish Wave директор датского института культуры в Петербурге Хенриетте Борг Рейнхольдт, кино — это диалог между культурами двух стран.

Испытание «Мишленом»: как Николай Костер-Вальдау занялся кулинарией в фильме «Вкус жизни». Рецензия
Кадр из фильма «Вкус жизни» /

О любви через кулинарию

Северная Европа славится своим экстравагантным взглядом на мир: искусство этого региона отличает реалистичность, а порой даже повышенная откровенность и выразительность. Чтобы ощутить, например, разницу в киноязыке, стоит просто сравнить американскую и датско-шведско-норвежскую экранизации детектива Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона».

Однако фильм-открытие 13-го Danish Wave — «Вкус жизни» — скорее, можно назвать более американским: он приятный и понятный как в визуальном, так и в сюжетном плане любому зрителю. «Вкус жизни» — это прекрасная, очень искренняя и теплая семейная драма, демонстрирующая хрупкость отношений между супругами и детьми. В центре сюжета пара, у которой есть свой ресторан, дочка с сыном и одна большая мечта на двоих — получить заветную звезду «Мишлен». Пожалуй, эта мечта и становится тем, что связывает семью и одновременно раскалывает ее.

Режиссер Кристоффер Боэ (каннский победитель в двух номинациях за фильм «Реконструкция» (2000) о трагичности случайной и пылкой любви) трогательно раскрывает слой за слоем проблемы в семействе, где, на первый взгляд, все счастливы. Не только сюжетом, но и визуалом автор завлекает нас. Любовь к созданию кулинарных изысков используется тут как метафора отношений супругов. Поэтому владение фудсъемкой — здесь не прихоть, а важный элемент повествования. Из-за этого особенно ценна мастерская работа оператора Мануэля Альберто Кларо, который благодаря правильным ракурсам и освещению смог создать невероятно колоритную и аппетитную картинку.

Испытание «Мишленом»: как Николай Костер-Вальдау занялся кулинарией в фильме «Вкус жизни». Рецензия
Кадр из фильма «Вкус жизни» /

В основе фильма известный мотив о великом творце, который отдал свою жизнь на создание чего-то невероятного, но при этом потерял все дорогое, что имело значение в его жизни. Главный герой — шеф-повар Карстен в исполнении Николая Костера-Вальдау (без доспехов и королевских интриг он почти что другой человек), полностью посвятивший себя кулинарному делу. Его фанатичная приверженность своему призванию восхищает и пугает семью и друзей. Даже замечание маленькой дочки о том, что он не только шеф-повар, но и отец, герой быстро забывает, ведь он постоянно в рабочем режиме, не может перестать создавать на кухне свои изыски, даже если они не к месту. В результате его одержимость звездой «Мишлен» ставит супругу Мэгги, роль которой исполнила Катрин Розенталь, перед трудным выбором.

Кулинария для героя фильма всегда на первом месте, а семья — на втором. Поэтому именно супруга всегда была тем клеем, который скреплял их брак, но постепенно он начинает высыхать, а узы рваться. Большую часть фильма мы наблюдаем за событиями одной ночи, когда произошел тот водораздел, после которого уже нет пути назад.

Жизнь — как гонка за приз

Боэ использует любопытные монтажные приемы и склейки в фильме. «Вкус жизни» — не линейная, а рваная последовательность событий: автор забрасывает нас то в прошлое, то в настоящее, позволяя сравнивать реакции и ощущения героев. Также в ленте используются кулинарные эпитеты, описывающие вкусовые предпочтения, — «соленый», «сладкий» или «горький»: они как аллегории на важные этапы в жизни супругов.

Крупные планы во «Вкусе жизни» играют особую роль. Часть фильма Кристоффер Боэ показывает на весь экран только лицо жены (а мужа сбоку или на расстоянии), а во второй части — крупные планы у мужа. Таким образом он намекает нам, кто главный герой в картине в этот момент, чьими глазами сейчас мы смотрим на историю. Благодаря этому визуальному методу чувствуется смена акцентов в ленте.

Интересен и символизм желанной звезды «Мишлен», вокруг которой крутятся все события. В одной из сцен Карстен признается, что приз ему больше не нужен, а Мэгги, в свою очередь, наоборот продолжает бороться за бессмысленный для нее статус, заявляя, что это по сути «вся их жизнь». Пожалуй, именно в этом диалоге ярче всего показана разница их отношения к браку.


«Вкус жизни» — это история о жертвенности и безразличии, о слепоте и игнорировании проблем, приправленная сочным изображением блюд и приятной актерской игрой (особенно радует талантливый Костер-Вальдау). Но все же это еще о том, на что готовы люди ради любви (как бы избито не звучала эта тема, ее актуальность неизбежна).

Ближе к концу один из героев говорит: «Нельзя иметь все». И это, скорее всего, главный посыл автора фильма — человек должен выбирать, должен знать, что для него важнее. А если ты не знаешь, то ломаешь свои и чужие судьбы.

Показ датского кино в рамках Danish Wave продлится до 26 сентября в кинотеатре «Англетер» в Северной столице. Зрителей ждут мрачный скандинавский детектив, военная драма, фильмы о кризисе среднего возраста и документальная картина. Фестивальные ленты показывают в оригинале с русскими субтитрами.

Автор: