«Кинотавр-2021»: о победителях, развитии российского кино и якутских фильмах

Церемония награждения 32-го «Кинотавра» прошла традиционно в Сочи. Мероприятие состоялось 25 сентября. Главный приз взяла драма Николая Хомерики «Море волнуется раз», где главную роль исполнила дочь Сергея Бодрова-младшего Ольга. Актриса также получила награду «За лучшую женскую роль». Фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», который никак не был отмечен на Венецианском кинофестивале, взял приз зрительских симпатий на «Кинотавре». Остальные призы распределились таким образом:

— Приз имени Олега Янковского «За лучшую мужскую роль» — Павел Деревянко («Понедельники»)

— Приз «За лучшую режиссуру» — Владимир Мункуев («Нуучча»)

— Приз «За лучшую операторскую работу» — Николай Желудович («Молоко птицы»)

— Приз имени Даниила Дондурея «За лучший дебют» — Роман Васьянов («Общага»)

— Приз имени Микаэла Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму — Алексей Ретинский («Медея»)

— Специальный диплом жюри с формулировкой «За вдохновение и нежность безумия» — «Герда»

«Кинотавр-2021»: о победителях, развитии российского кино и якутских фильмах
Кадр из фильма «море волнуется раз» /

Главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» взяла картина Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида». Диплом жюри с формулировкой «За точность и чистоту» был присужден сразу двум коротким метрам: фильмам «Герой» Сони Райзман и «Почти весна» Насти Коркия.

Фавориты жюри

С одним из членов жюри короткометражного конкурса, кинокритиком Егором Москвитиным, пообщался корреспондент iReactor. Помимо короткого метра, собеседнику также удалось посмотреть всю программу фестиваля. Однако ожидания его не совсем совпали с реальностью. Он рассказал о трех фильмах, которые, на его взгляд, должны были взять призы. Один из них все-таки выбился в лауреаты, а два других остались не отмеченными жюри. Егор Москвитин рассказал, что помимо взявшей приз «Общаги», наград достойны картины «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова и «Дунай» Любови Мульменко. Почему же именно эти три фильма?

Моими фаворитами были другие картины. Хотелось, чтобы каким-то призом был отмечен фильм «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Потому что это дерзкая, молодая, энергичная работа, с одной стороны, пропитанная любовью к чужому кино, то есть пестрит цитатами, с другой стороны, предлагает совершенно новый киноязык, который гораздо бодрее, чем тот киноязык, с которым мы привыкли иметь дело, когда смотрим российское авторское кино.

Другим фаворитом был фильм «Общага», который в итоге получил приз «За лучший дебют». Это удивительная экранизация романа Алексея Иванова, которая описывает все наше существование и сосуществование друг с другом как некую систему насилия, как некую общагу, из которой мы не можем выселиться, выпуститься и повзрослеть. Это очень сильное высказывание.

И, наконец, очень нравился и продолжает нравится фильм Любови Мульменко под названием «Дунай». Это режиссерский дебют сценаристки, которая очень известна своими работами с другими мастерами, например, Оксаной Бычковой или Натальей Мещаниновой. Когда-то в 2014 году на «Кинотавре» было сразу три фильма по сценариям Мульменко. И вот теперь она решила попробовать себя в режиссуре и рассказала очень трепетную, сложную, трогательную и печальную историю девушки из России, которая бежит в Сербию в попытке испытать там абсолютно бескомпромиссную любовь и пережить безграничную свободу, — поделился мнением Москвитин.

Почему все-таки «Море волнуется раз»?

Если на «Кинотавре» было представлено столько уникальных отечественных фильмов, то чем обосновано решение жюри касательно картины-победителя? Как ни странно, Егор Москвитин считает победу заслуженной, в отличие от других кинокритиков. По его мнению, для присуждения главной премии ленте «Море волнуется раз» есть весомые причины.

Картина «Море волнуется раз», несмотря на то, что многим не нравится, кажется хорошим, мудрым решением жюри. Потому что все фильмы на этом «Кинотавре» были о каких-то побегах. Есть фильм «Капитан Волконогов бежал», есть фильм «Дунай», в котором бежит девушка, есть фильм «Оторви и выбрось», в котором бежит семья. Но не было ни одного фильма, который бы указывал, куда надо бежать. И эта картина «Море волнуется раз» именно о том, куда бежать, — объяснил кинокритик.

Егор Москвитин описал и саму ленту. Сюжет строится вокруг любви молодых людей, которые сбегают от мирской суеты в свое личное счастье.

Это история о девушке и парне, которые накануне конца света воображаемого. Им кажется, что их накроет цунами, они прячутся в маленькой хижине где-то у моря. И предпочитают собственное личное счастье участию во всем остальном, в любых социальных, гражданских, политических делах, — рассказал Егор Москвитин.

«Кинотавр-2021»: о победителях, развитии российского кино и якутских фильмах
Кадр из фильма «море волнуется раз» /

То есть жюри обобщило истории разных участников фестиваля в победителе, сделав какой-то свой вывод о том, куда стоит бежать. Егор Москвитин отметил, что кинематограф должен не только быть полезен социуму в целом, но и нести что-то вечное каждому конкретному человеку. И этим объясняется выбор победителя на «Кинотавре».

Это знаковый выбор, который, во-первых, всех примиряет. А во-вторых, поднимает вопрос о том, обязательно ли кино должно быть каким-то гражданским, политическим, социально ответственным, актуальным, или кино имеет право говорить о вечных вещах вроде любви и личной свободы. Так что, хороший выбор. Хоть поначалу многих шокировал, — подвел итог эксперт.

«Кинотавр» в критике

Кинокритик Егор Беликов тоже поддержал картину «Море волнуется раз». Он оценил авторский стиль режиссера, хотя и удивился сценарию, который гармонично исходил из рук молодого автора, а не 46-летнего Николая Хомерики.

Победители были спорные, но мне понравились. Мне понравился фильм «Море волнуется раз», несмотря на то, что его не все приняли. Любопытная очень картина, очень авторская и какая-то зараженная младенческим задором, что удивительно для режиссера Хомерики, который, казалось, уже всю свою душу продал, и вдруг вот экранизировал снова впервые за 11 лет авторский сценарий, — оценил собеседник iReactor.

 Что касается остальных фильмов, кинокритик выделил и своих фаворитов среди победителей. Очень высоко он оценил картину «Капитан Волконогов бежал».

Мне кажется, фильм «Капитан Волконогов бежал» жюри недооценило. И приз зрительских симпатий как будто маловат для него. Якутский замечательный, действительно, фильм «Нуучча» наградили по достоинству, — сказал Егор Беликов.

«Кинотавр-2021»: о победителях, развитии российского кино и якутских фильмах
Кадр из фильма «Капитан Волкогонов бежал» /

Вектор развития российского кино

Беликов отметил, что на «Кинотавре», действительно, представлено авторское кино, однако не стоит питать иллюзий, что этот фестиваль может служить показателем развития кинематографа в стране. Так или иначе, кинокритик уверен, что во всем мире сейчас эта индустрия просыпается после карантина и обретает новые способы выражения.

Что касается общего развития российского кино, то, наверное, нет такого общего индикатора, по которому можно было бы судить. «Кинотавр» точно таковым не является. Это, скорее, такой корпоративный междусобойчик. Это не плохо и не хорошо, индустрии нужно такое событие, чтобы все собирались, смотрели какие-то фильмы, по идее авторские. Ну, хотелось бы на это надеяться. Но с каждым годом, если честно, программа дает все меньше оснований для этого.

И мне лично кажется, что уровень стал точно выше. Стало много разнообразного независимого кино и, в том числе, независимо снятого, но профинансированного Минкультом, что означает, что Минкульт стал давать больше денег смелым проектам. В целом русское кино в сумме на взлете, как любое кино. Оно следует за общим вектором возрождения после-ковидного или вовремя-ковидного, — отметил Егор Беликов.

«Кинотавр-2021»: о победителях, развитии российского кино и якутских фильмах
Кадр из фильма «Пугало» /

Отдельно собеседник обратил внимание на развитие якутского кино. Напомним, что в 2020 году на «Кинотавре» главный приз взяла картина якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Пугало».

«Нуучча» кажется всем будто слабее, чем то, что было в «Пугале». Но для меня эта картина намного важнее даже. Это разговор о внутреннем российском колониализме, более сложными как будто методами. Я бы сказал, что якутское кино, очевидно, в топе, и так и должно оставаться как можно дольше, потому что это все — очень любопытные вещи, и больше никакие национальные кинематографии в России ничего подобного породить не могут, — подытожил Егор Беликов.

Автор: