Автоэксперт Хресин оценил пользу камер с шумомерами

Комиссия Мосгордумы по законодательству обсуждала проект постановления о внесении поправок в КоАП России, КоАП Москвы и столичный закон «О соблюдении покоя граждан и тишины». Так, мэр Москвы Сергей Собянин еще в середине сентября предложил ввести штрафы для «отмороженных автомобилистов, гоняющих без глушителей и с громкой музыкой». Предлагается поставить сумму штрафа в зависимость от мощности двигателя, начиная от пяти тысяч рублей.

Замглавы департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев рассказал о подробностях выявления нарушителей. Так, камеры с шумомерами, которые будут на месте фиксировать недопустимый уровень громкость автомобиля, уже установлены в районе Чистых прудов, где жители жаловались на шум по ночам. Сейчас на устройстве установлены четыре микрофона. Параллельно с фиксацией звука можно вести фото- и видеосъемку в темное время суток благодаря ИК-датчикам. Предполагается, что к штрафному постановлению будут прикреплены панорамная фотография с траекторией проезда машины (или мотоцикла), а также информация об уровне произведенного транспортным средством шума в пяти-семи точках по ходу движения. Однако, чтобы выпустить такие приборы в массовое использование, нужно подготовить документы и сертифицировать камеры.

Автоэксперт Хресин оценил способ выявления ночных нарушителей тишины
пресс-служба администрации Краснодара /

У некоторых парламентариев возникли сомнения насчет точности определения нарушителей. Автоэксперт Алексей Хресин тоже не вполне хорошо смог представить, каким именно образом будут функционировать камеры. На сегодняшний день существует ГОСТ для измерения уровня шума двигателей транспортных средств при их сертификации: 96 дБ для легковых авто и мотоциклов и 98–100 дБ — для автобусов и грузовиков. Однако проверяют автомобили в «лабораторных» условиях, вдали от громких улиц. Каким же образом будут отслеживать транспорт на дорогах?

У нас есть закон, регламентирующий уровень шума, который теоретически должен проверяться при проведении техосмотра. Что касается камер, что-то я не уверен, что камера сможет зафиксировать звук конкретного автомобиля. То есть она может зафиксировать, что в толпе машин, которая ей попала в кадр, что-то очень шумное. Но доказать, что шум принадлежит конкретному автомобилю, по-моему, затруднительно. 

С учетом того, что в городской среде звук может отражаться и от других машин, и от домов. Как на основании показаний этой камеры выносить штрафы, я не очень понимаю. Я так думаю, они могут быть легко оспорены при желании.

Собственно, наконец-то добились отмены камер со средней скоростью. Я думаю, со звуком будет то же самое. По регламенту звук проверяется только во время прохождения техосмотра, а не на улице. И если машина техосмотр прошла, дальше все идут лесом, — напомнил автоэксперт.

Еще летом в ГИБДД Москвы отметили, что из-за отсутствия понятия «средней скорости» в КоАП РФ штрафы за превышение выписывать перестали. Если до этого выбирался участок между двумя камерами, на котором фиксировалась скорость, то сейчас из-за некорректных данных эту практику приостановили. В июне 2021 года Минюст совместно с МВД и Минтрансом уже разрабатывал возможность создания отдельной нормы о превышении скорости на протяженных участках дорог.

Автоэксперт Хресин оценил способ выявления ночных нарушителей тишины
pxhere.com /

На эти вопросы Замглавы департамента транспорта Москвы ответил, что отражение звука все равно будет тише, чем шум от самого источника. Кроме того, ночью поток машин не такой серьезный, посторонних звуков будет меньше.

Методология замера будет тщательно отработана. К тому же мы ведь говорим о ночном времени, когда фонового шума меньше, — объяснил Андрей Карпов.

Автоэксперт согласился, что при определенных продуманных технологиях возможно выявление нарушителей по ночам. И более того, это было бы в отдельных случаях очень кстати. Однако нужно тщательно проработать системы отслеживания. Хотя популярность «громких» двигателей прошла, некоторые водители все еще грешат ночными автомобильными вечеринками. Алексей Хресин привел пример из своей жизни, когда он сталкивался с нарушителями покоя.

 Чисто теоретически ночью — да. Но посмотрим как это будет. <...> Жутко забавно. В принципе, что-то делать надо, хотя пик этого всего пройден. Эпоха увлечения всеми этими прямоточными глушителями была лет 15 назад. Остались отдельные индивидуумы, которым по-прежнему это нравится.

Автоэксперт Хресин оценил способ выявления ночных нарушителей тишины
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

В принципе, у меня через квартал проходит достаточно широкий проспект, длинный, прямой, как стрела. Летом ночью мотоциклисты носятся там со всей дури. Хотя от меня до него примерно полкилометра, с открытыми окнами это все слышно замечательно. <...> С этим что-то делать надо, но не уверен, что автоматизация нас спасет, — подвел итог эксперт. 

Автор: