Как француженка выворачивает зрителей и героев наизнанку в «Титане». Рецензия на боди-хоррор

Фильм-победитель Каннского фестиваля 2021 года — боди-хоррор «Титан» режиссерки Жюли Дюкорно (создательницы другого боди-хоррора «Сырое») — наконец, добрался до российского проката. 28 сентября на предпремьерном показе, организованном сетью кинотеатров «Мираж Синема», побывал корреспондент iReactor и составил свое мнение о французской ленте.

Кинокритики, которым удалось посмотреть ленту еще на фестивале, в один голос кричали, что Дюкорно, как преданный фанат Дэвида Кроненберга — мастера телесных ужасов — продолжает развивать его идеи, демонстрируя некомфортное, местами даже неприятное физически кино. Но это истинный эпатаж, честный разговор со зрителем и неординарный подход к рассказу истории.

В интервью в Каннах режиссерка не раз подчеркивала, что она общается со зрителем через так называемые муки плоти. Кинокритик Екатерина Карслиди, например, отмечала, что физическая боль главной героини фильма позволяет передать то, что нельзя рассказать в обычном диалоге: переживание отверженности, невозможность принятия и выражение любви. Все это Дюкорно иллюстрирует через физические увечья, насилие и импульсивность, заставляя нас почувствовать это собственной кожей. Поэтому художественная форма выражения внутреннего состояния персонажей может шокировать и вызывать не самые приятные ощущения.

Как француженка выворачивает зрителей и героев наизнанку в «Титане». Рецензия на боди-хоррор
кадр из фильма «Титан» /

О чувствах через боль

В центре фильма героиня по имени Алексия (Агата Руссель), которая в очень юном возрасте попадает в автомобильную аварию с отцом. Отношения между ними изначально не ладились, а после трагедии они и вовсе перестали друг друга замечать. Происшествие оставляет Алексии «шрам» — титановую плиту в черепе. А холодность и безразличие со стороны отца — самая главная психотравма девушки, которая лишь усиливается из-за аварии.

В результате, Алексия страдает от приступов агрессии и неконтролируемого гнева. Фактически ДТП меняет ее жизнь бесповоротно, запуская колесо неминуемых событий.

Фильм «Титан» — это рассказ о том, что человеку нужен человек. Главное и единственное желание Алексии — найти свою семью. Но это история не о месте, а о людях. Героиня ищет особую связь, отцовскую любовь, непознанную в детстве. Интересный твист в сюжете позволяет ей найти Венсана (Венсан Линдон) — капитана отряда спасателей, который переживает потерю сына и готов врать себе и окружающим, чтобы перестать испытывать пустоту в душе. Именно его взаимоотношения с Алексис — системообразующее ядро фильма, раскрывающее все будущие метаморфозы героев.

Помимо темы о поиске семьи, «Титан» — это о самоопределении человека. Героиня мечется и в вопросах гендера, и в вопросах симпатий. Это мучает ее и нередко приводит к насилию.

Подтекстом в фильме Жюли Дюкорно размышляет о том, что может получиться, если мир человека и мир технологий все же соединятся в едином порыве (страсти, например). Как сказал кинокритик Егор Москвитин, «Титан» — фильм будущего — мира с другими установками, где человек уже не владеет полностью своим телом. Эстетическое удовольствие от картины получить вряд ли возможно, однако, его экспрессивность, ярость и тревожность заставляют обратить на него внимание.

Как француженка выворачивает зрителей и героев наизнанку в «Титане». Рецензия на боди-хоррор
кадр из фильма «Титан» /

Победа в Каннах-2021

Нет ничего удивительного, что «Титан» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах-2021, хоть на него мало кто ставил. Фильм оказался, скорее, такой темной лошадкой среди остальных картин в основном конкурсе. Дюкорно поднимает наболевшие для современного общества темы самоопределения, поиска родных людей и понятных каждому страданий человека. Мы наблюдаем не за фэнтезийным миром, а за вполне реальным (с некоторыми дополнениями в виде сцены секса с автомобилем). Причем француженка делает это очень жестко и бескомпромиссно, выворачивая зрителей и героев наизнанку.

«Титан» Дюкорно и впрямь некомфортный, шокирующий, эпатажный (в своем положительном и отрицательном значении). Это кино, на которое далеко не каждый захочет пойти второй раз (а кто-то, может быть, и в первый), и уж точно это не кино, которое советуют посмотреть друзьям, чтобы приятно провести вечер. Это фильм-надрыв, который рубит с плеча каждой новой сценой, вводит зрителя в ступор и ведет через собственную аллею ужасов. И либо вы найдете в себе силы досмотреть до конца, либо вы уйдете через 20 минут после начала «Титана». Но в любом случае равнодушными вы не останетесь.

Автор: