Военный летчик Попов объяснил, почему МиГ-29 — классика авиации РФ с будущим

Впервые истребитель МиГ-29 отправился бороздить небесные просторы 44 года назад, 6 октября 1977 года. С тех пор было выпущено более 1600 самолетов, и они по сей день используются в вооружении ВКС России и еще 25 стран мира. Модель претерпела некоторые изменения, но по-прежнему считается шедевром конструкторской мысли. Истребитель отличается от аналогов маневренными качествами в уникальном диапазоне скоростей и высот, эффективной системой вооружения для ведения высокоманевренного воздушного боя, мощной конструкцией каркаса и простотой в обслуживании. Что же это за самолет, который не устаревает столько лет?

МиГ-29 — легкий фронтовой истребитель четвертого поколения. «Рабочая лошадка фронтовой авиации советских ВВС 80-х годов и авиации третьего мира 90-х» — так назвал его военный обозреватель Константин Богданов. Из руководства по летной эксплуатации, боевого применения, аэродинамики МиГ-29 следует, что максимальная скорость истребителя в 2,3 раза выше скорости звука даже с ракетами.

Летчик Попов предрек истребителю МиГ-29 еще как минимум 30 лет полетов
wikipedia.org / Indian Navy / GODL-India

Генерал-майор Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, назвал еще несколько преимуществ и отличительных особенностей этого самолета. Во-первых, эксперт отметил, что во времена конструирования, в далеких 1970-х, самолет был революционно-новым. Во-вторых, его обновленные внешние характеристики поднимали качество боевых и летательных действий.

Это был качественно новый самолет и по аэродинамике, и по техническим возможностям, и по компоновке. Это новое направление в компоновочной системе создания нового поколения самолетов, — перечислил заслуженный летчик.

Владимир Попов объяснил, чем отличается компоновка МиГ-29. Его особенность — интегральная схема создания. В чем это выражается? Предыдущие самолеты (третьего поколения и ранее) были с одним ярко выраженным элементом — фюзеляжем, то есть корпусом. К нему присоединялись крылья, стабилизатор, там размещалась кабина, двигатели. В МиГ-29 двигатели, кабина и органы управления интегрированы в крыло. Двухкилевая система: чтобы увеличить площадь вертикального управления, нужно было два киля, иначе он был бы большим. Здесь киль уменьшился. Увеличилась эффективность управляющих поверхностей и уменьшилась заметность всего самолета.

Летчик Попов предрек истребителю МиГ-29 еще как минимум 30 лет полетов
wikipedia.org / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 3.0

В связи с удачными внешними качествами, повысилась эффективность летных и военных возможностей. Владимир Попов назвал МиГ-29 классикой, несмотря на то, что с первого полета прошло всего 44 года.

Это характерно было для самолетов четвертого поколения. Соответственно, там и управляемость лучше стала. А если управляемость эффективнее, то маневренность повышается. Где-то повысились отдельные элементы боевых возможностей.

Это достаточно удачная схема оказалась, которая не просто так появилась. Над этим работали аэродинамики, технологи. <...> Знания, которые были получены в проектах самолетов третьего поколения, реализовались здесь. Самые лучшие, эффективные. Получается техника с новыми энергетическими возможностями, которых раньше не было, — объяснил эксперт.

Летчик Попов предрек истребителю МиГ-29 еще как минимум 30 лет полетов
vk.com / Минобороны России

МиГ-29 против других самолетов

Самолеты МиГ-29 использовались другими державами в военных действиях и не раз проявляли себя как высокотехнологичные летательные аппараты. Например, в составе ВВС Ирака в 1991 году они одержали две воздушные победы во время войны в Персидском заливе. «Миги» сбили два самолета «Торнадо», а также повредили бомбардировщик B-52G и истребитель F-111F.

Но в ходе войны Эритреи и Эфиопии истребители МиГ-29 встретили в небе партию российских Су-27СК. Преимущество было на стороне «Сушек», потому что они оказались более современными. Неужели самолеты четвертого поколения становятся слабее противника? Владимир Попов заверил, что это не так. В 1998 году над Африканским Рогом встретились самолеты, купленные Эритреей у Белоруссии, — МиГ-29 сборки 80-х — и новые Су-27СК с эфиопской стороны, которые они приобрели у России. А новые МиГ-29, совершенствующиеся конструкторами и инженерами, все еще имеют конкурентные преимущества по сравнению с другими, даже более современными судами.

Летчик Попов предрек истребителю МиГ-29 еще как минимум 30 лет полетов
mil.ru / пресс-служба министерства обороны РФ

Есть ли будущее у МиГ-29?

Владимир Попов напомнил, что приходит пятое поколение истребителей: F-35, F-22 Raptor, Су-57. Есть и близкие к пятому поколению самолеты, например, МиГ-35, — тот же МиГ, только с насыщенной энергетической возможностью, качественными системами внутреннего наполнения, что увеличивает их боевой потенциал. Это поколение 4+ и 4++. Генерал-майор не исключил, что появится и поколение 4+++. Ведь МиГ-29 используется не только в России, но и в других странах, где нет своей конструкторской и инженерной школы, поэтому продавать туда более дешевые, но технологичные и современные самолеты МиГ-29 выгоднее.

Какая перспектива? Сначала мы создавали просто МиГ-29. Потом был МиГ-29М. Потом появились корабельные машины, МиГ-29КУБ. Особенности у каждой были большие. Потом М2 появился, МиГ-35.

Я думаю, этот самолет имеет перспективу лет на 30 минимум. Эффективен. А может и больше. Тут надо поднимать вопрос цены и качества продукта. Здесь баланс был найден хороший. Почему же от них отказываться? Их будут модернизировать, улучшать. Жизненный цикл их будет продолжаться. Я думаю, это даже скромные цифры — 30 лет. Ему еще летать и летать, — заключил военный летчик.

Генерал-майор сравнил летательные аппараты с велосипедами, как с упрощенными версиями машин. Сегодня существуют спортивные, электровелосипеды, но все они базируются на одной конструкции. Не нужно изобретать новый велосипед, когда он уже есть. У МиГ-29 имеется потенциал для модернизации и надстройки новейших систем. Он может даже соревноваться с самолетами пятого поколения при должной реконструкции.

Автор: