«Не время умирать», а время Дэниэлу Крэйгу уходить на пенсию. Рецензия на фильм

25-й фильм. «Не время умирать» режиссера Кэри Фукунаги стал 25-м фильмом в необъятной, по всей видимости, вселенной британского шпиона Джеймса Бонда. Для исполнителя главной роли, единственного и неповторимого блондина, играющего агента 007, Дэниэла Крэйга эта лента стала пятой и заключительной. Крэйговский Бонд уходит с почетом на покой, и проводы ему организовали торжественные и трогательные.

Наверное, даже те, кто не смотрел ни одного фильма про британского шпиона из разведки Ми-6 так или иначе узнают традиционный музыкальный мотив вступительной заставки (похожий феномен встречается с главным саундом франшизы «Миссия невыполнима»). И под знакомую мелодию на экране разворачиваются «кругляши» прицела пистолета. Также лаконично, как и в 1962 году, но все еще утонченно красиво.

Другая общая черта всех фильмов о Бонде — начальные титры. Каждый режиссер, которому выпала удача/несчастье снять картину о непотопляемом герое, демонстрирует все свои возможности с помощью группы видеооператоров и дизайнеров, создавая фантасмагоричную картинку в титрах. Например, в «Координатах Скайфолл» мы наблюдали за красочным погружением под воду, а в титрах «Умри, но не сейчас» с Пирсом Броснаном танцевала девушка в огне.

Эти отличительные черты вобрала в себя и картина Кэри Фукунаги: режиссер, несмотря на внесенные новшества, следует букве канона бондианы. «Не время умирать» начинается с того, что нам показывают ушедшего на заслуженный отдых Бонда, который наслаждается жизнью в Италии. Однако рая на Земле для бывших шпионов не существует, и агента настигает его прошлое. Весь фильм Дэниэл Крэйг пытается, наконец, расставить точки во всех проблемных местах из прошлого и начать жить как обычный человек, без стрессовых командировок с бомбами и пушками.

«Не время умирать», а время Дэниэлу Крэйгу уходить на пенсию. Рецензия на фильм
Кадр из фильма «Не время умирать» /

Большую часть фильма кажется, что это очередная история о супергерое во плоти, который снова спасает планету, даже на пенсии. Ему подарили новые технологичные игрушки, сопроводили красивыми женщинами и нашли задание глобального масштаба. Но ближе к концу понимаешь, что шпионский боевик Фукунаги обладает человеческим лицом. Как ни странно, но это кино о семье (оцените сцену, где Бонд поднимает розового игрушечного зайца). О том, что порой не замечаешь, как обрел близких людей, потому что всю жизнь считал это для себя непозволительной роскошью.

У Кэри Фукунаги получилась, пожалуй, самая драматичная и сентиментальная лента о Бонде с Дэниэлом Крэйгом (хотя, поклонники «Казино Рояль» Сэма Мендоса могут не согласиться). Здесь полностью завершается сюжетная арка британского актера, и во время ее прохождения герой рассуждает о чувствах, неблагодарной работе, кем он пожертвовал и что получил в сухом остатке. Мы не видим на экране супергероя, теперь это обычный уязвимый человек со слабостями. Но все еще со своим тонким галантным британским юмором.

Мы оба устраняем людей, чтобы сделать мир чуточку лучше, — произносит злодей в исполнении Рами Малека.

Фукунага собрал бесценный актерский состав ради прощальной песни Крэйга. Тут и злодеи, которых оживили Рами Малек и Кристоф Вальц. Огненная Ана де Армас и более холодная Леа Сейду контрастируют и будто делят жизнь Бонда на «до» и «после» в фильме. И Райф Файнс как учтивый глава британской разведки, у которого из-за переживаний за безрассудного шпиона появились новые морщины. Интересно появление женской версии агента 007 в лице Лашаны Линч, которая прекрасно справилась с возложенной на нее миссией показать, что и женщины могут спасать мир. Неудивительно, что самая патетичная и пафосная фраза («Время умирать») была произнесена именно этой актрисой. Как дань уважения всем женским персонажам, которые долгие годы воспринимались в бондиане как украшение и атрибут агента 007, а не как важная составляющая его мира.

Остальную команду американский режиссер подбирал также с особым вниманием. Сценаристами стали Нил Первис и Роберт Уэйд, которые трудились над несколькими частями шпионской франшизы, в том числе «Казино Рояль» и «007: Координаты Скайфолл». Божественные саундтреки написал неподражаемый немец Ханс Циммер. Оператором стал Линус Сандгрен, который работал над «Ла-Ла-Лендом» и «Человеком на Луне». Неудивительно, что визуально «Не время умирать» — это очень вкусный фильм.

«Не время умирать», а время Дэниэлу Крэйгу уходить на пенсию. Рецензия на фильм
Кадр из фильма «Не время умирать» /

Создатели играют со светотенью, контрастом цвета и формами: используют круги, квадраты и прямоугольники для расширения или сжатия пространства. Кадры здесь геометрически выверенные. Композиционно большинство сцен строится центрировано, то есть лицо героя расположено ровно по центру, а фон размывается, будто он не важен. Так акцент делается именно на эмоции и мимику персонажа, заставляя зрителя читать между строк и искать подтексты в диалогах (подобное было и в других проекта Фукунаги, например, в сериале «Маньяк»). Интересно, что многие режиссеры уходят от центрирования, потому что в каком-то смысле визуально это скучно. Но за счет цветовой палитры такие планы у Фукунаги, скорее, играют со зрителем и цепляют взгляд, чем утомляют.

В итоге получился действительно красивый во всех смыслах финал для британца Дэниэла Крэйга во франшизе. И завершающий залп из ракет, как фейерверк в его честь, под драматичный саундтрек Ханса Циммера.

 

СПОЙЛЕР. Не читайте дальше, если хотите посмотреть фильм.

 

Кажется, это первый фильм бондианы, где шпиона все-таки убивают в конце. Обычно просто сменяется актер, а о судьбе его предка ничего не упоминается. Это весьма неожиданное решение, которое придает новую интонацию всей франшизе: теперь не всегда есть хэппи-энды, и агент 007 больше не неуязвим как супергерой. Он смертен.

Автор: