Баранец рассказал о жизни «Мистралей» в 2021 году
shipyard-yantar.ru

В 2015 году Франция окончательно отказалась передавать России два заказанных и предварительно оплаченных российской стороной вертолетоносца класса «Мистраль». После череды попыток найти компромисс стороны условились: Москва получит свои деньги обратно, и государству будет выплачена неустойка в 950 млн евро. Сами же корабли продадут Египту. 

Причина отказа французской стороны кроется в воссоединении Крыма и России, а также связана с давлением на Москву со стороны Брюсселя. Вертолетоносцы на момент отказа Парижа уже имели названия «Севастополь» и «Владивосток». В 2016 году их передали ВМС Египта и переименовали. С тех пор они носят имена «Гамаль Абдель Насер» и «Анвар Садат».

После этого события о фиаско с «Мистралями» мало кто упоминал. Ранее муссировавшие любую подробность дела СМИ практически потеряли интерес к проекту.

Военный эксперт Баранец рассказал, как поживают бывшие российские «Мистрали»
wikipedia.org / Ludovic Péron/CC BY-SA 4.0

Что с «Мистралями» в 2021? 

Сведений о кораблях крайне мало. Как уверяла египетская пресса, ссылаясь на минобороны страны, вертолетоносцы приписаны к базе ВМС Египта Рас-эт-Тин, которая располагается в Александрии.

Сразу после получения вертолетоносцев обновленные элементы египетской флотилии приняли участие в европейско-египетских военно-морских учениях «Клеопатра». В 2018-2019 году суда активно использовались в борьбе против укрепившихся на Синайском полуострове террористов. Высадка при их зачистке велась именно с «Мистралей».

В 2021 году, когда угроза терроризма для государства стала ниже, Египет периодически отправлял вертолетоносцы охранять шельфовые месторождения газа, которые расположены в 200 км от побережья.

Военный эксперт Баранец рассказал, как поживают бывшие российские «Мистрали»
vk.me / Группа «Солдат удачи»

Не совсем вертолетоносцы

Египет использует «Мистрали» не по назначению. Флот строился для России с учетом уникальных особенностей отечественной авиатехники, и Египет изъявил желание купить у РФ 50 вертолетов Ка-52К и Ка-29/31 на сумму один миллиард евро. Однако проданы были не заказанные модели, а более старые и в меньшем количестве. По этой причине на борту «Гамаль Абдель Насер» и «Анвар Садат» устанавливались наземные зенитно-расчетные системы (ЗРС).

Кроме того, российские средства связи и радиолокационной борьбы, которые изначально ставились на вертолетоносцы, а позже были возвращены в РФ, в итоге отправились в пользование египетской стороне. Это стало дружественным жестом Кремля Каиру.

Военный эксперт Баранец рассказал, как поживают бывшие российские «Мистрали»
wikipedia.org / Yannick Le Bris /CC BY-SA 3.0

Как поживают «Мистрали» в Египте

Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец рассказал, как поживают бывшие российские «Мистрали» в 2021 году. По словам специалиста, вертолетоносцы приносят пользу Египту.

Египетские адмиралы не такие глупые, чтобы покупать кота в мешке. Каир пытается занять свое место в акватории, и ему нужен весь пасьянс кораблей, в том числе и «Мистрали». Мы должны понимать, что это большие десантные вертолетоносцы. Египет пытается строить свой флот так, чтобы в случае необходимости ему было удобно высаживать силы: танки, бронетранспортеры и вертолеты на любую поверхность.

После покупки «Мистралей» египтяне закупали у нас вертолеты. После этого «Мистрали» стали серьезно упакованы, и начали быть для своего морского пространства важным оружием. Приобретение усилило египетские военные силы. Ситуация в регионе непростая, ведь у многих соседних Египту стран в водных пространствах свои интересы. У Каира непростые международные отношения с ближним кругом государств, и он готов защищать свои позиции с моря, — рассказал обозреватель.

Франция кусает локти

Осенью 2021 года было создано новое оборонное партнерство AUKUS, в которое вошли Австралия, Соединенные Штаты Америки и Соединенное Королевство. Главная цель сделки заключалась в защите и отстаивании общих интересов сторон в Индо-Тихоокеанском регионе, а также объединение усилий в сфере развития оборонного сектора.

Из-за партнерства AUKUS Канберра разорвала контракт с французской проправительственной компанией Naval Group, подразумевавшей продажу 12 ударных подлодок на сумму около 66 миллиардов долларов. Вместо этого канадцы выбрали покупку атомных субмарин от США. Австралийское правительство сделало ставку, что Китай воспримет появление у нее новых подводных лодок как угрозу, но Пекин отмолчался. Во Франции жест назвали «ударом в спину», отозвав своих послов США и Австралии для консультаций. Баранец назвал такой поступок кармой для Парижа.

Они поступили по-свински с нами, и теперь получили на это американское свинство. Это пощечина Франции, и даже глава США Джо Байден признал, что США поступили нехорошо. Теперь между партнерами по НАТО скандал. Париж при этом кусал локти и ранее, когда возвращал нам неустойку. Французы вернули нам денег больше, чем стояли корабли, — оценил ситуацию Баранец.

Потери России? 

Эксперт также озвучил потери России. По словам Виктора Баранца, закупка вертолетоносцев у Франции изначально имела политическую подоплеку.

Это было политическое приобретение. Мы способны строить, и уже строим корабли такого типа. Купить «Мистрали» наши силы планировали в знак благодарности экс-президенту Франции Николя Саркози. Из-за него мы заказали большие десантные корабли. Адмиралы РФ до сих пор не понимают, для чего нам нужны были вертолетоносцы. Поэтому покупка была политической, но в итоге Франция подложила России свинью. Москве не стоит про это забывать. Нам с Парижем теперь нужно вести себя аккуратно. Они не являются надежными партнерами, — заключил Баранец.

По словам эксперта, США надели на Францию политический намордник. При этом эксперт обратил внимание на разногласия между Парижем и Вашингтоном, которые не касаются России, поскольку ссоры сторонников по НАТО должны быть вне интересов Кремля.