Российские ВКС в скором времени получат четыре истребителя Су-57. Почему Москва хочет нарастить производство самолетов этого типа, и какие преимущества есть у этой модели - в материале iReactor.

В ряды ВКС РФ в скором времени поступят четыре новых истребителя пятого поколения Су-57. Самолеты должны быть переданы с авиационного завода Комсомольска-на-Амуре.

Известно, что на данный момент проводятся испытания Су-57 в Государственном летно-испытательном центре имени В. П. Чкалова. Российская армия получила этот образец в ноябре 2020 года. Таким образом общее количество истребителей, стоящих на вооружении, достигнет пяти единиц. В перспективе российские власти хотят довести это число до 76 самолетов к 2028 году.

Чем же так уникальны эти истребители, и почему Москва собирается нарастить их производство? iReactor собрал топ самых интересных фактах о Су-57.

От сверхманевренности до сверхзвукаЗа 10 лет своего существования проект «сушки» претерпел много изменений. Не всегда все задумки удавалось реализовать с первого раза. Изначально конструкция самолета подразумевала установку нового радара в носовую полость, нового вооружения, располагающегося в фюзеляже, и главное - новый двигатель.

Некоторое время опытные образцы были оснащены «сердцем» первого этапа - АЛ-41Ф1, разработанных НПО «Сатурном». Аналогичные разработки стояли на Су-35С поколения 4++. Они дарят истребителю сверхманевренность, но не обеспечивают полет на сверхзвуковой скорости без форсажа. Форсаж, в свою очередь, приводит к перерасходу топлива и износу турбин. В 2017 году Су-57 получил новый движок, на котором было выполнено более 15 полетов. Считается, что испытания потребуют еще несколько лет.

Всевидящий истребительКомплектация самолета подразумевает установку новейших систем РЛС, которые могут «видеть» цели гораздо лучше аналоговых машин. Причем в этом вопросе объекты, подлежащие уничтожению, могут находится как в воздухе, так и на земле, и воде.

В системы РЛС входит активная фазированная решетка, содержащая в себе более полутора тысяч приемно-передающих модулей. Они и обеспечивают дальность обнаружения. Кроме того станция обеспечивает многоканальность сопровождения целей, а также применение управляемого ракетного оружия.

Затылок с глазамиСу-57 видят не только «глазами», но и «затылком». Истребители оснащены радаром заднего обзора. Это позволяет пилоту следить за потенциальным противником, оказавшимся у него на хвосте.

Также боевой самолет имеет функцию обратного старта - запускает ракету в противоположном направлении. При умелом использовании летчик способен ликвидировать врага, не совершая разворот.

Легкий, но прочныйИстребитель компактный и мобильный - масса композитных материалов составляет всего 25% от веса пустого истребителя. Конструкцией «сушки» предусмотрено в несколько раз меньше деталей, чем, например, в Су-27.

Несмотря на облегченный корпус, материал, из которого сделана «сушка», очень прочный. Основы сделаны из композитных пластов с армированным наполнителем. Он и обеспечивает надежность при сниженных весовых характеристик.

Спасение жизни пилотовЕще одной новинкой Су-57 стало катапультное кресло, способное сохранить жизнь пилоту на любой высоте полета. В будущем инженеры планируют внедрить программу, которая оценивает ситуацию и может самостоятельно принимать решение о спасении без участия пилота.

Генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков в интервью телеканалу «Звезда» рассказал об этой опции самолета. По его словам, работать в кресле могут летчики весом от 45 до 110 кг. Также он указал на улучшенную систему автоматики.

Благодаря встроенным датчикам ввод парашюта точно определяется даже при отсутствии во время катапультирования информации о скорости полета с бортовых систем самолета, - объяснил Насенков.

Российский истребитель способен воевать как в команде, так и в одиночку. Специализированные системы позволяют ему стать «ушами и глазами» для всей армии.

Оборудование самолета имеет функцию передачи данных другим Су-57 и наземным комплексам ПВО. При необходимости датчики могут принимать целеуказания и в обратном порядке. Бортовая система боевой единицы способна определять и обстреливать одновременно 16 целей и параллельно следить за 60, что повышает эффективность и снижает риски потерь.