«Французский вестник» — красиво, насыщенно, но не цепляет. Рецензия на фильм

Новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» выходит на экраны в России 18 ноября. Это сборник из нескольких удивительных историй, которые рассказываются сотрудниками американской газеты, выпускаемой в вымышленном французском городке Ануи (иронично, что в дословном переводе с французского это «скука»). Впервые премьера состоялась еще на Каннском фестивале летом, и уже тогда не все кинокритики выразили свой восторг «Вестнику».

Сюжет фильма напоминает перенаселенный муравейник, внутри которого журналисты как маленькие насекомые суетятся, готовя очередной выпуск к печати в связи со смертью главного редактора (это не спойлер, все происходит в самом начале фильма). Всего зрителю будет представлено три новеллы, некролог и небольшой путеводитель по жизни в Ануи, где гидом станет Оуэн Уилсон на велосипеде.

«Французский вестник» — красиво, насыщенно, но не цепляет. Рецензия на фильм

История о художнике-психопате-преступнике в исполнении Бенисио Дель Торо, неудавшейся студенческой революции под предводительством Тимоти Шаламе и рассказ о гениальном полицейском поваре и похищении ребенка — все эти три новеллы чередуются друг за другом. Их комичность, парадоксальность и местами нелогичность вызывает улыбку. Кроме того, в каждой из этих историй можно увидеть не только отсылки к событиям прошлого, но и иронию на происходящее в настоящем. Например, что шедевром современного искусства считают часто то, что, прежде всего, имеет особый бэкграунд, а не эстетическую ценность.

Для своего фильма Уэс Андерсон собрал самый звездный каст, который когда-либо видел кинематограф: Бенисио Дель Торо, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Тимоти Шаламе, Лина Кудри, Джеффри Райт, Матьё Амальрик, Стив Пак, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Боб Бэлабан, Кристоф Вальц, Лив Шрайбер, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон и Сирша Ронан. И все актеры прекрасно прожили свои минуты экранного времени. Нет смысла лукавить: внимание многих привлекла именно эта поразительная россыпь звезд. Однако у этого решения есть и оборотная сторона: некоторые актеры сыграли проходные мимолетные роли, имея очень колоритные, но, к сожалению, нераскрытые образы.

«Французский вестник» — красиво, насыщенно, но не цепляет. Рецензия на фильм

Насыщенность историями и их быстрая смена не позволяют переварить происходящее, перед зрителем раскрываются совершенно разные сюжетные линии, не умещающиеся на одном кинохолсте. Это мельтешение также проявляется и в обилии реплик. Это очень разговорное кино. Количество слов в минуту поразительное (но местами такая плотность речи просто утомляет). При этом, герои говорят как на английском, так и на французском (если смотреть в оригинале), и причин такого языкового разброса не объясняется.

Как и не объясняется разная цветовая палитра в фильме. «Вестник» Андерсона — это не привычная зрителю насыщенная яркими и сочными оттенками, а более спокойная черно-белая лента. С одной стороны, это объясняется нелинейным повествованием, но в тоже время там мелькают цветные кадры, что ломает логику этого аргумента. Фактически из традиционного и неизменного у Уэса Андерсона в фильме остается только театральность в фильме: в композиции кадра, движениях актеров и даже произносимых фразах.

«Французский вестник» — красиво, насыщенно, но не цепляет. Рецензия на фильм

Кино — это искусство образов. Зритель считывает часть контекста невербально, а интуитивно. Излишняя игривость цвета, строгие линии, геометричность и театральность — именно форма всегда помогала режиссеру общаться с аудиторией, выражая таким способом чувства, смыслы, проявляя человечность и эмпатию. Однако в «Вестнике» форма настолько непоследовательна, что напоминает калейдоскоп, в конце которого не остается четкого понимания, как же именно ты относишься к этой картине, понравилась она или нет.

Как написал в своей рецензии кинокритик Антон Долин, фильм Уэса Андерсона настолько виртуозный, что становится утомительным. «Французский вестник», как и любой фильм этого режиссера, обладает своим тонким искренним очарованием. К сожалению, оно не уравновешивает те риски, на которые решился режиссер при создании картины.

 

Автор: