Не выдержала удара НАТО? Историк флота Жаворонков оценил новую версию гибели «Курска»

Адмирал ВМФ РФ Вячеслав Попов, командовавший в 2000-м году Северным флотом, в интервью журналистам РИА Новости признался, что атомная подлодка «Курск» погибла в результате столкновения с субмариной НАТО. По его мнению, подводная лодка, столкнувшаяся с российским атомоходом, не сумела обеспечить безопасное сближение.

Историк флота ответил на версию о гибели «Курска» из-за столкновения с подлодкой НАТО
wikipedia.org /

В результате сильного механического удара по торпедным аппаратам произошло взрывное воспламенение находившихся в них торпед, считает адмирал.

С вероятностью 90% знаю наименование ее, но для того, чтобы публично называть, нужно иметь доказательства и выложить их. Я их выложить не могу. НАТОвская подводная лодка. И она была там, в районе, где она столкнулась с «Курском», — заявил Вячеслав Попов.

С версией бывшего командующего Северным флотом согласился и экс-начальник штаба ВМФ РФ, адмирал Виктор Кравченко.

Косвенные признаки говорят о том, что да, то, что сказал командующий Северным флотом в тот период времени Вячеслав Алексеевич Попов, могло произойти. Я тоже склонен верить этой версии, — отметил собеседник РИА Новости Кравченко, при этом напомнив, что официальной причиной катастрофы является взрыв парогазовой торпеды, который и привел к дальнейшей детонации.

Официальная версия

Летом 2000-го года «Курск» принимал участие в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находились 118 человек: экипаж, группа офицеров штаба дивизии, гражданские инженеры завода «Дагдизель». В 11:28 12-го августа в районе маневров судна сопровождения зафиксировали два подводных взрыва. После того как подлодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поиски «Курска».

Историк флота ответил на версию о гибели «Курска» из-за столкновения с подлодкой НАТО
Невские Новости / Степан Яцко

Спустя более чем сутки акустики крейсера «Петр Великий» обнаружили останки атомохода на глубине 108 метров. Спасательная операция была начата незамедлительно, однако из-за сильного волнения на море подводные аппараты не смогли пристыковаться к «Курску». Спустя неделю спасательная операция получила статус международной: на помощь российским специалистам пришли коллеги из Норвегии и Великобритании. На протяжении 48 часов международная группа водолазов пыталась проникнуть в девятый отсек подлодки. Когда вскрыли его верхний люк, все находившиеся на борту «Курска» люди уже были мертвы.

Не допустить повторения трагедии

В интервью iReactor главный редактор информационно-аналитического портала «Новости машиностроения», историк флота Дмитрий Жаворонков напомнил: за более чем 20 лет, которые прошли с момента гибели атомного крейсера «Курск», регулярно появлялись новые теории катастрофы в Баренцевом море. Однако, добавил собеседник издания, военные моряки, конструкторы и представители экспертного сообщества достаточно давно утвердились в справедливости официальной версии гибели атомохода.

С момента гибели «Курска» прошло два десятилетия. За это время появились новые факты, были сделаны громкие заявления, расследование было проведено полное, исчерпывающее, поэтому сомневаться в этой версии не приходится. Однако это не отменяет новых вводных, которые могли повлиять на ситуацию. Но без подтверждения информации то, что и озвучил Вячеслав Попов, это всего лишь очередная догадка. Без фактов, как сам адмирал и сказал, это очередные слова. Лишний раз выдвигать какие-то версии, неподтвержденные данные, лишний раз напоминать флоту и семьям погибших об этой истории, особенно когда ничего уже не поменяешь — лишнее, — считает эксперт.

Вместе с тем, отметил Дмитрий Жаворонков, важно посмотреть на трагические события в акватории Баренцева моря с другой стороны, и не допустить повторения подобных происшествий.

Историк флота ответил на версию о гибели «Курска» из-за столкновения с подлодкой НАТО
wikipedia.org / Alex omen / CC BY 3.0

После гибели подводной лодки «Курск» на высшем уровне была начата программа по проектированию, а затем и строительству серии спасателей подводных лодок проекта 21300 «Дельфин». Головным и пока единственным кораблем этого проекта стало судно «Игорь Белоусов», которое с 2016-го года служит на Тихоокеанском флоте. Корабль оснащен глубоководным водолазным комплексом ГВК-450, большинство из технических решений которого базируются на иностранных разработках. При этом свой глубоководный спасательный комплекс Россия к настоящему моменту по ряду причин так создать и не смогла. Именно поэтому он был частично закуплен за рубежом.

В настоящее время ведется разработка ГВК-300 для серийных судов проекта 21300, — глубоководного комплекса, который будет обеспечивать погружение на глубину на 300 и более метров.

К сожалению, сейчас серийно суда проекта «Дельфин» не строятся. Во многом из-за определенных трудностей, связанных с разработкой отечественного водолазного комплекса ГВК-300. Таким образом, у Северного флота нет ни одного судна-спасателя подводных лодок. На Тихоокеанском флоте есть «Алагез» еще советского проекта 537 «Осьминог», есть «Игорь Белоусов». На Северном флоте же есть только суда, на которых базируются подводные аппараты, — заключил Жаворонков.

Напомним, ранее бывший председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения вице-адмирал запаса ВМФ РВ России, профессор Тенгиз Борисов заявил, что подлодки НАТО не имеют ничего общего с гибелью «Курска». По его словам, российская АПЛ шла по прямой линии на перископной глубине и не могла столкнуться с иностранной подлодкой.

Автор: