«Дмитрий Донской» — последний из «Акул». Почему подлодки-гиганты уходят из морей

Ракетные крейсеры проекта «Акула» построили для несения боевого патрулирования подо льдами Арктики. Подлодки прошли непростые испытания. Изначально планировалось построить 12 субмарин, однако свет увидели всего шесть. Три из них утилизировали в начале 2000-х в соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2 и по ряду других причин. Однако подводные лодки проекта 941 остаются уникальными, а их деятельность окутана тайнами и мифами. Разбираемся, каким из них стоит верить.

Самые крупные подлодки?

Огромные субмарины размером с девятиэтажный дом нагоняли ужас на американцев. Неспроста они попали в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире. Корабли имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение было равно 23 200 тонн и подводное водоизмещение — 48 000 тонн. Такие размеры обусловлены габаритами ракет. Р-39, которые несли лодки, имели длину 16 метров, им нужно было пространство. А благодаря ракетам на лодке смогли заполнить свободное место каютами и кубриками для экипажа, небольшими помещениями для отдыха, спортзалом, бассейном и даже сауной.

Миф или реальность? Три главных секрета подлодки «Акула» НА ЗАВТРА
wikipedia.org / Mil.ru/CC BY 4.0

Самые малошумные среди атомных субмарин?

Эту информацию тоже можно назвать правдивой, но с оговоркой  — «Акулы» были первыми малошумными советскими подлодками. Ранее атомные субмарины обладали недостатком — заметностью. Однако бесшумность лодок проекта 941 стала открытием даже для проектировщиков. Все благодаря удачной конструкции корпуса: «Акулы» оправдали свое название. Они настолько прижились в океане, что морские обитатели — киты и касатки — нередко принимали железный корабль за «своих».

Миф или реальность? Три главных секрета подлодки «Акула» НА ЗАВТРА
pixabay.com / JimmyDominico

«Акулы» до сих пор актуальны?

Глава «Севмаша» Михаил Будниченко заявил, что «Акулы» уже неактуальны, поскольку технический прогресс не стоит на месте. Конструкторы совершенствуют свои разработки, поэтому привязываться к старым лодкам не имеет смысла.

Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность. Поэтому сегодня на смену «Акулам» пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это «Бореи». И сегодня они значительно более грозные, чем «Акулы», и имеют целый ряд преимуществ — скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед, — объяснил директор верфи.

Миф или реальность? Три главных секрета подлодки «Акула» НА ЗАВТРА
wikipedia.org / Sicqnus/CC BY-SA 3.0

Однако это не значит, что субмарины проекта 941 утратили свои технические свойства и перестали служить на благо Отечества. Например, по сей день в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской». Глава «Севмаша» Михаил Будниченко отметил, что эта боевая единица входит в состав БелВМБ Северного флота и все еще ходит в море. Подлодка работает вместе с другими кораблями и участвует в испытаниях «Князя Владимира» (проект «Борей-А») и «Казани» (проект «Ясень-М»). Однако две оставшиеся лодки планируется утилизировать.

Автор: